суббота, 29 октября 2016 г.

Sid Meier’s Civilization VI: попередники

Sid Meier’s Civilization VI: попередники

25 лет назад, в сентябре 1991 г., известный уже тогда гейм-дизайнер Сид Мейер выпустил, наверное, самую популярную игру жанра 4X strategy – Civilization, тем самым определив не только путь развития пошаговых стратегий, но и собственную судьбу. Дизайнер стал заложником своего успеха и вот уже 25 лет продолжает совершенствовать и развивать все ту же игру. Ведь принципиально самая первая Civilization и вышедшая пару дней назад Civilization VI мало чем отличаются: и там, и здесь ваша задача — привести выбранную цивилизацию к глобальному доминированию. А для этого, как известно, все средства хороши.

Жанр глобальная пошаговая стратегия
Платформы Windows, Mac OS
Разработчик Firaxis Games
Издатель 2K
Сайты civilization.com , Steam

Кто с мечом к нам придет — тот конкретно отстал в гонке вооружений.
Народное

Разработчики глобальных 4X-стратегий просто боятся заходить на территорию Сида Мейера, предпочитая отправлять своих подопечных в космос, как в Galactic Civilizations; призывают на помощь магию, как в Sorcerer King, Age of Wonders III или Warlock 2: the Exiled; выбирать для развития иные планеты, как в Endless Legend; или очень специфические, узкие временные рамки, как в Pre-Civilization Egypt. Запустить еще один проект, посвященный всей человеческой истории, от Древнего мира до наших дней, не решается никто. Получается, что главным конкурентом Civilization является сама Civilization.

Но время идет, с момента релиза Sid Meier’s Civilization V прошло уже шесть лет. Да, за это время к Civ V вышла масса DLC и два отличных больших дополнения Gods & Kings и Brave New World, добавляющих новые игровые механики. Плюс в 2014 г. Firaxis Games выпустила неудачную Civilization: Beyond Earth, больше похожую на еще один DLC к Civ V, которую хочется забыть как страшный сон. Кстати, Civilization V все еще отлично выглядит и играется, не зря стратегия до сих пор входит в Steam Top 10 по количеству игроков. Но даже при такой популярности было очевидно, что время новой «Цивилизации» пришло. В этот раз Firaxis решила играть по-крупному, добавив сразу несколько новых игровых механик, серьезно изменяющих геймплей. Часть из них позаимствована из дополнений к Civilization V, часть вернулась из предыдущих игр серии, а некоторые были явно подсмотрены у конкурентов, у той же Endless Legend. Впрочем, хватит ходить вокруг да около, перейдем к самой игре.

Нововведения в Civilization VI встречают вас уже в расширенных настройках новой игры, в котором внезапно отсутствует Дипломатическая победа в ООН. Вместо нее теперь Религиозная. Лично мне, как атеисту – это кажется немного оскорбительным. Да, Дипломатическая победа в Civ V была в некотором роде читерством, ведь можно было всю игру плевать на дипломатию, а за два хода до голосования в ООН просто подкупить все города-государства. Слава богу, Религиозную победу, как и любую другую, можно отключить при настройке новой игры, впрочем, это не избавит вас от необходимости прокачивать религиозные здания и рассылать миссионеров и апостолов. Тем более что теперь наука, искусство и религия очень сильно завязаны друг на друга, одни здания дают бонусы другим, религиозные сооружения генерируют в том числе и очки науки, реликвии превращаются в памятники культуры и привлекают туристов и т.д. Так, конечно, намного реалистичней, но все же. Особенно обидно, готовя экспедицию на Марс, проиграть на последних ходах арабской цивилизации, имеющей колоссальные бонусы веры.

Кстати, меню строительства, покупки и покупки за очки веры наконец-то разнесены и почти не пересекаются. Более того, теперь нельзя доплатить разницу деньгами вместо производства, раз взялись что-то строить – стройте до конца. Зато очки веры можно тратить на привлечение некоторых типов юнитов, в том числе почему-то натуралиста и великих людей, правда, суммы там очень немаленькие.

При выборе нации в Civ VI глаза натуральным образом разбегаются – теперь нам сразу же доступны 18 цивилизаций, и они существенно отличаются друг от друга. Новички серии – Норвегия, Конго, Скифы. Ацтеки доступны только по предзаказу, но откроются для всех игроков через 90 дней после релиза. Учитывая, что многие важные нации не попали в начальный набор, например, Турки, стоит ожидать их появления в дополнениях, как это было в Civilization V. Естественно, идеально сбалансировать такое количество наций просто нереально. Те же скифы, ведомые грозной Томирис, просто какая-то убер-цивилизация, они достают соседей толпами своих конных лучников вплоть до появления пулеметов. В религии нет равных Аравии под руководством Саладина, ислам распространяется по окрестным городам как огонь. Естественно, патчи выправят баланс, но, когда это случится, пока неизвестно.

Есть и более прямолинейные вопросы к разработчикам по поводу некоторых наций. Например, совсем не понятно, почему России приписаны юнит и здание Украины: казак и Лавра соответственно. Бесспорно, первые православные лавры появились в IV-VI веках в Палестине, но сейчас большинство из них расположено в Украине, а не в России, к тому же украинские лавры старше и известней, а просто Лаврой называют именно Печерскую лавру в Киеве. Заодно Сид Мейер украл у нас и Скифов. Столица Скифии называется Покровка. Покровка, Карл! Да, в Покровке на Алтае находится крупный царский курган скифов, но в античной литературе больше известны города скифов, расположенные на территории Украины: Неаполь Скифский, Кермен-Кир, Гелон, Усть-Альма. Да и скифских курганов, как и скифских сокровищ, больше всего найдено на нашей земле.

Большое нововведение ожидает вас буквально на первом ходу, после выбора научного исследования вам предложат выбрать и общественный институт для изучения. Да, теперь у нас две полноценные ветки исследований. В одной действительно в основном технологии и машины, а в другой политические, философские и религиозные доктрины, которые, в свою очередь, позволяют менять форму правления в вашем государстве, дают определенные бонусы и изредка открывают доступ к собственным зданиям и юнитам. На первый тип исследований, ведущий к научной победе, тратятся очки науки, на второй – очки культуры. Но и научная, и культурная победы зависят не только от количества очков.

Открытие социальных институтов приносит вам новые карточки правительства, почти как в какой-то коллекционной карточной игре. Из доступных карточек можно составить «комбинацию» правительства. Доктрины делятся на типы: военные, экономические, дипломатические, культурные, и могут быть размещены в соответствующие слоты. У средневековой торговой республики, например, вообще нет слотов под военные концепции, а у фашизма их целых четыре. Учитывая частоту открытия новых общественных институтов, вы можете ситуационно менять «состав» правительства каждые несколько ходов. Так, конечно же, намного реалистичней. За использованные на ранних стадиях игры правительства вы получаете бонусы наследия, которые переходят из эпохи в эпоху.

Использование двух научно-социальных древ и правительства делает стратегию более гибкой, позволяя подстраиваться под требования момента или реализовывать свои далеко идущие планы. Кроме того, в Civilization VI намного логичней стали выглядеть ускорения исследования, как в науке, так и в социальной сфере. Кроме ускорения за счет великих людей, которые дают половину необходимых на открытие очков, можно ускорить любое исследование, выполнив его требование. Создайте трех лучников – ускорьте Машиностроение. Постройте акведук – ускорьте появление Военной инженерии. Постройте два университета – дайте толчок Книгопечатанью. Подпишите договор о совместных исследованиях – стимулируйте открытие Химии. Заключите Союз – ускорьте появление Дипломатической службы. Все выглядит достаточно логично. За счет такой системы подходит подстройка игры под ваш стиль, ведь ускоряются именно те ветки, в которых вы что-то активно делаете. Кроме того, ускорение можно выменять у других цивилизаций или украсть с помощью шпионов.

Но самое, пожалуй, большое нововведение Civilization VI – система кварталов, явно подсмотренная в Endless Legend. Теперь почти все здания в городе можно строить только в определенных кварталах. Количество доступных районов зависит от уровня города, так что с самого начала вам не удастся развивать все свои поселения параллельно. Одно придется назначить на роль религиозного центра, второе — научного, третье – культурного, четвертое – военного и т.д. Мало того, районы влияют друг на друга, чудеса света требуют отдельного гекса определенного типа и тоже влияют на близлежащие районы, некоторые политические доктрины увеличивают вес и влияние определенных районов, и т.д. и т.п. Одним словом, строительство занимает теперь намного больше времени и требует очень тщательного планирования. Это хорошо.

Вообще, в Civilization VI стало, кажется, на порядок больше микроменеджмента. И это не только ручной выбор места под новый район или постройку. Это и постоянная забота о миссионерах, апостолах и инквизиторах, отправка их на чужую территорию, защита своей. Порой это похоже на нескончаемый поток спама. Ну и, конечно, рабочие. Теперь вам не удастся пройти всю игру со строителями, созданными еще в каменном веке. Забудьте и о кнопке Авто. В Civ V можно было построить с десяток рабочих, поставить их в автоматический режим и вообще забыть об улучшениях территории, они сами все делали. Теперь же рабочие стали почти одноразовые, точнее, трехразовые (некоторые доктрины позволяют увеличить число использований до пяти). Зато все улучшения они строят за один ход. С другой стороны, с появлением новых ресурсов и расширением территории вам придется выпускать новых рабочих и окучивать новые гексы. Слава богу, дороги теперь строят торговцы, прокладывающие маршруты между городами. Строят по собственному усмотрению, но вполне логично. Кстати, бонусы от международной торговли стали намного вкусней, так что воевать порой совсем не выгодно. Скорость движения юнитов в игре в целом снизилась, зато в новых эпохах дороги получают автоматический апгрейд.

Великие люди теперь общие, и за каждого гения мы соревнуемся с остальными цивилизациями. Кто не успел – тот опоздал. Особенности и бонусы у разных великих людей даже одного типа немного разные. Как и точки активации, которые еще нужно иметь на своей территории. Художник сможет создать картину только на клетке с Художественным музеем. Археолог принесет артефакт только в Археологический музей. Музыкант сохранит симфонию в соборе и т.д. AI-противники порой набирают десятки великих людей, не имея мест их активации, из-за чего эти юниты болтаются возле их столицы столетия напролет. Кстати, предметы искусства можно обменивать в меню дипломатии, они важны для культурной победы как привлекающие туристов. Еще несколько факторов притяжения – национальные парки, курорты и общая красота вашей страны в виде очков престижа, которые получает территория в зависимости от ее типа.

Дипломатия. Самое больное место игры. Такое впечатление, что AI руководствуется в политике генератором случайных чисел. То начинает наезжать на вас, имея заведомо слабую армию, то вспоминает обиды тысячелетней давности, то начинает требовать нереальных подарков, не имея ничего за душой. Честно, понять логику AI-цивилизаций лично мне так и не удалось. Так что всегда имейте под рукой линкор и пару танковых армий, просто на всякий случай. Что-то мне это, кстати, напоминает… А еще AI читит. Как, на какие средства город-государство содержит в средневековье три десятка юнитов, совершенно неясно. Как и скорость, с которой он их порой «рожает». Как и любовь к моногородам. Как и «хранение» армий на воде и многое, многое другое. В Firaxis Games, похоже, совсем разучились программировать AI.

В Civilization VI еще много интересных игровых механик. Это и переделанный, более логичный шпионаж. И обновленная система общения с городами-государствами, включающая отправку послов и получение бонусов. И улучшенная торговля, особенно международная. Оставим их поиск и изучение вам самим.

Из нововведений в военном деле стоит обратить внимание на возможность создания связанных юнитов, например, выделение конвоя поселенцам. И объединение двух или трех одинаковых юнитов в корпуса и армии, доступное на последних этапах игры. Впрочем, в Firaxis не решились заменить явно устаревшую боевую систему, позаимствовав интересную механику той же Endless Legends. Из-за этого в Civilization VI во время боевых действий все так же случаются настоящие пробки из боевых юнитов, особенно во время осад. Выглядит это, как всегда, странно. Как и то, что вертолеты, например, не могут перелететь стоящий на дороге танк. Да, и теперь для постройки бесконечного числа рыцарей достаточно всего двух кусков железа, чем и пользуются мелкие государства. И вот еще что, в новой игре нет зон контроля юнитов. Хорошо это или плохо – решайте сами.

О внешнем виде. Civilization VI — красивая игра. Здесь есть смена времени суток, потрясающие солнечные блики на речной глади, рисованный фон карты. Но в целом графика получилась немного мультяшной, и это не нравится некоторым игрокам. Лично мне не по душе новая карта и стратегический вид – он абсолютно нечитабельный. Другая проблема Civ VI – страшная неоптимизированность игры и некоторое количество глюков. Там, где та же Rise of the Tomb Raider выдает 30 кадров на ультра настройках, Civilization VI умудряется показывать всего 22. Мало того, на экране дипломатии, на котором появляются лидеры других наций, fps падает до ужасающих 10 кадров. А учитывая, что некоторые ваши действия захотят прокомментировать все известные вам лидеры, это выливается в настоящее слайд-шоу. И да, иногда Civilization VI падает.

Еще одна проблема – скорость игры. Темп Цивилизации никогда не был высоким, но сейчас заснуть можно и в Средневековье, в современности за время просчета одного хода можно успеть заварить чай. Мы всегда оправдывали Сида Мейера и его программистов тем, что математический аппарат Civilization очень сложен. Стоит посмотреть правде в глаза – в Firaxis просто не умеют оптимизировать свои игры.

Зато в Civilization VI очень неплохая заглавная тема – Sogno di Volare, от автора легендарной Baba Yetu в Civilization IV, композитора Кристофера Тина. Кстати, Тин написал музыку и для недавней марсианской стратегии Offworld Trading Company. А вот игровые мелодии показались мне немного навязчивыми, особенно русская «Калинка», прорывающаяся каждый раз, когда вы скроллируете карту мимо русских городов.

Локализация. Еще одно больное место Civilization VI. Лучше поставьте английскую версию. Ошибки, опечатки, случайное использование больших букв буквально режет глаз.

А еще… Еще они поменяли раскладку! Раскладку, которая использовалась в Civilization вот уже 25 лет. Привыкли открывать информационные окна F-клавишами? Забудьте. Мало того, информационные окна не очень-то информационные. Где обычная таблица со списком городов и построек в них? Где список юнитов? Такое впечатление, что разные части интерфейса делали разные люди и они не очень согласованы друг с другом. Важные информационные сообщения быстро исчезают. В Цивилопедии явно не хватает страниц. Такого мы от Сида, честно говоря, не ожидали.

Впрочем, пора завязывать, не уверен, что все осилят и такое количество букв. В Civilization VI еще много всего, как хорошего, так и плохого. Это действительно большая игра.

Хорошая ли игра Sid Meier’s Civilization VI? Да, однозначно хорошая. Стоит ли играть в нее прямо сейчас? Нет, не стоит. Нужно дать Firaxis Games полгода на оптимизацию и балансировку, а потом уже знакомиться с новым дивным миром. До тех пор можно еще раз пройти Civilization V или Endless Legend, к которой как раз вышло отличное дополнение Endless Legend – Tempest. Но забывать о Sid Meier’s Civilization VI однозначно не стоит, это действительно классная игра, просто пока что немного сырая.

4

Оценка ITC.UA

Плюсы: Новая механика кварталов; разделение научного древа на два; система политических институтов; система корпусов и армий; туризм и культурная победа и многое другое

Минусы: Отвратительная оптимизация; ошибки; плохая локализация; глюки; слабый AI; несбалансированность наций; недоработанность новых механик и многое другое

Вывод: Civilization VI - хорошая игра с большим числом нововведений, но в ближайшие полгода играть в нее не стоит

Roccat рекомендует:

Let's block ads! (Why?)