Как и почти у любого украинского кинопроекта с претензией на что-то серьезное, путь мультфильма «Мавка. Лесная песня» к зрителям сложно назвать простым. Производство стартовало еще в 2015 году, за это время анимационная лента успела пережить несколько скандалов и существенную смену концепции. Однако от идеи пересказать «Лесную песню» Леси Украинки на новый лад команда не отказалась. В начале марта «Мавка. Лесная песня» все-таки добралась до наших кинотеатров. Рассказываем, какой получилась одна из первых весенних украинских кинопремьер.
«Мавка. Лесная песня» / Mavka: The Forest Song
Жанр анимационное приключение
Режиссер Александра Рубан, Олег Маламуж
В ролях Наталка Денисенко, Катерина Кухар, Артем Пивоваров, Сергей Притула, Елена Кравец, Олег Михайлюта, Нина Матвиенко
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb
Сюжет мультфильма берет за основу знакомые мотивы произведения-первоисточника Леси Украинки, но переиначивает их на современный и более мягкий лад. Он концентрируется на отношениях хранительницы леса Мавки и обычного парня Лукаша. Мавка должна в первую очередь беречь природу, но она проникается Лукашем благодаря его музыкальным талантам и влюбляется. И отношениями между двумя столь разными персонажами хочет воспользоваться Килина, которая ищет в лесу секрет вечной жизни.
Если вспомнить оригинальную пьесу Леси Украинки, то концовка в ней далека от счастливой. Но авторы «Мавки» и не скрывали, что старались сделать историю более доступной и дружелюбной в плане восприятия. Так что будьте готовы, что мультипликационная «Мавка» — не точный пересказ, а вольная интерпретация оригинала.
Главный элемент, который разделяют рукописная и анимационная «Лесная песня» —противопоставление человеческого и волшебного. Контраст между Мавкой с ее миром сказочных существ и приземленным, но все равно обаятельным Лукашем, который оказался в центре вечных людских интриг, проходит сквозной линией сквозь весь мультфильм. Классический первоисточник подарил адаптации довольно сильные подтексты, что роднит ее с работами Pixar.
Сказочная сторона «Мавки» интересно и весело обходится с украинской мифологией. Но обошлось без каких-то неожиданных открытий. Ведь забавных говорящих существ мы все видели уже сотни раз.
А вот с «людской» стороной вышло интереснее. Если произведение Леси Украинки изображало обычную сельскую жизнь, то «Мавка. Лесная песнь» подсматривает некоторые элементы у жанра стимпанк. Из-за этого с точки зрения художественных смыслов мультфильм получился даже интереснее пьесы.
Большую часть зрителей интересовали не сюжетные перипетии, а визуальная часть «Мавки». Ведь ее рекламировали как самый дорогой мультфильм, сделанный в Украине. Да и по трейлерам было видно, что анимация потенциально может быть одной из лучших от украинских аниматоров.
Так и оказалось. Визуально «Мавка. Лесная песня» выглядит крайне приятно. Да, это очевидное подражание стилю Pixar без каких-либо попыток отличиться вроде сочетания двухмерной и трехмерной графики. Но подражание это качественное и артистически приятное. Что даже несколько иронично, ведь за производство мультфильма отвечала та же студия, что и за «Сказочную Русь», которая уж точно красотами не блистала.
Если же рассматривать «Мавку» исключительно с технической стороны, то в ней хватает моментов, которые можно неприятно подметить. В одних сценах несколько хромает плавность анимации персонажей, в других — пейзажи начинают казаться чересчур статичными. Последняя проблема особенно актуальна для сцен, в которых очень много мелких элементов вроде листьев или травы. А учитывая сеттинг мультфильма, подобных локаций тут предостаточно.
Зато звучит «Мавка. Лесная песня» максимально великолепно. Это касается и актеров озвучки, и саундтрека, и звукового дизайна в целом. А Нина Матвиенко в роли рассказчицы истории так вообще попадает в самое сердце.
В попытках «быть как Pixar» создатели мультфильма не сумели выдержать баланс между «взрослыми» и «детскими» темами. «Мавка» склоняется в сторону последней, что тоже отдаляет адаптацию от первоисточника, но уже не в столь положительной манере.
Имеем несколько наивное и банальное произведение, но для семейного просмотра, пожалуй, ничего другого и не нужно. Зато в «Мавке» нашлось место для сцены после титров. Такое вот подражание современным трендам.