17 ноября на сервисе Disney+ завершился показ первого сезона подросткового сверхъестественного хоррора «Ужастики». Его сюжет основан на одноименной и жутко популярной серии книг Роберта Лоуренса Стайна, известного как «Стивен Кинг детской литературы». В этой рецензии рассказываем, что предлагают авторы сериала целевой аудитории и будет ли он актуален и для взрослых зрителей.
«Ужастики» / Goosebumps
Жанр сверхъестественный комедийный хоррор, подростковая драма
Авторы Роб Леттерман, Николас Столлер
В ролях Зак Моррис, Иза Брионес, Майлз Маккенна, Уилл Прайс, Рэйчел Харрис, Джастин Лонг
Премьера Disney+
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
1993 год, небольшой американский городок, вокруг которого только лес, таинственно окутанный туманом. Камера стремительно проносится над озером, и кажется, будто сейчас по воде начнут скользить звездочки, чтобы красиво выстроиться вокруг гордой надписи Paramount. Но вместо этого в кадре появляется мрачный подросток явно кобейновского толка Гарольд Биддл. Какие-то очень странные дела происходят в доме, где он живет. Эти таинственные события приводят к трагическому несчастному случаю.
Тридцать лет спустя перед зрителями предстает уже современная молодежь — они же главные герои сериала. С ними тоже начинают происходить странности, поэтому школьникам придется объединить усилия, чтобы противостоять сверхъестественному злу. Вскоре выясняется, что оно связано с прошлым их родителей, возможно, имеющих какое-то отношение к смерти Биддла. Еще более запутанной эту ситуацию делает появление в городе нового учителя литературы мистера Брэтта.
Кинематограф уже не в первый раз обращается к детским страшилкам Р. Л. Стайна. С 1995 по 98-й годы выходил сериал-антология «Мурашки» канадского производства, насчитывающий 4 сезона. Проект удачно передавал дух книг и справедливо приобрел культовый статус. Не обошлось и без голливудских киноадаптаций: в 2015-м увидел свет полнометражный фильм «Ужастики», где роль самого Стайна исполнил Джек Блэк, а через три года появился сиквел «Беспокойный Хэллоуин».
Новейшие «Ужастики» отказываются от формата антологии канадского предшественника и составляют единую историю, где объединились некоторые из ключевых элементов и образов первоисточника со сплошь мыльными тинейджерскими страстями типа «Холм одного дерева». Уточнение – очень скучными страстями.
Так, например, здесь существует сюжетная линия девочки, которая никак не может определиться, кто ей ближе — чудаковатый отшельник (его еще и зовут Лукас), или местная звезда по футболу, отец которого помешан на спортивном будущем сына. В One Tree Hill, если вспомнить, тоже было нечто подобное, только там фигурировал баскетбол вместо футбола.
Сплошь подростковые драмы не очень хорошо уживаются с ужасами типа «Стивен Кинг для самых маленьких».
Авторы, среди которых находится и постановщик голливудской экранизации образца 2015 года Роб Леттерман, пытаются маневрировать между этими двумя направлениями. Но до определенного момента не отдают явное предпочтение ни одному из них, что точно не идет на пользу.
Ситуация улучшается после экватора сезона, когда в прямом смысле на сцене появляется визитка «Ужастиков» — кукла-чревовещатель Слэппи. Тогда же история сворачивает в более устрашающее русло (с оговоркой, что это все-таки «детский хоррор»), приобретает более солидный масштаб и в целом выглядит интереснее.
Не способны остаться в памяти и здешние юные персонажи. Если между подростками в относительно недавней экранизации «Оно» существовала магнетическая химия, то здесь этого днем с огнем не сыщешь. Что уж говорить о стилизованном готическом чуде под названием «Уэнсдей»: на фоне приключений Дженны Ортеги и ее незаурядного перфоманса герои «Ужастиков» выглядят особенно блекло.
Конечно, сериал рассчитан в первую очередь на подростковую аудиторию, поэтому взрослые выполняют сугубо вспомогательную функцию. Среди них выделяется разве что завсегдатай комедий и фильмов ужасов («Джиперс Криперс», «Бивень», «Варвар») 45-летний Джастин Лонг, которого не грех спутать со школьником. Да и он, кажется, толком не осознает, кого же играть — дурачка с повадками Джонни Инглиша и даже Терминатора или нового Стивена Кинга.
В итоге «Ужастики» нельзя назвать полным провалом, но и от чувства того, что выжать из книг Стайна создатели могли гораздо больше, избавиться тяжело (возможно, берегли силы для потенциальных следующих сезонов). Как разовое приключение для подростков — еще может быть. Как проект, который мог бы претендовать на нечто большее — точно нет.