12 октября на сервисе Netflix вышел 8-серийный готический хоррор «Падение дома Ашеров», основанный на одноименном рассказе и ряде других произведений Эдгара Аллана По. В этой рецензии рассказываем, к каким именно рассказам знаменитого новеллиста и поэта обратились авторы сериала и насколько жуткой выглядит их история.
«Падение дома Ашеров» / The Fall of the House of Usher
Жанр готический хоррор, драма
Режиссеры Майкл Фимогнери, Майк Флэнаган
В ролях Карла Гуджино, Брюс Гринвуд, Мэри Макдоннелл, Карл Ламбли, Фрэнк Ланджелла, Марк Хэмилл
Премьера Netflix
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
Глава фармацевтического гиганта Fortunato Pharmaceuticals Родерик Ашер в полном отчаянии: за последние две недели он потерял своих шестерых детей. По приглашению в старый дом детства Ашера прибывает помощник прокурора Огюст Дюпен, уже давно пытающийся привлечь Родерика и его сестру Маделин к ответственности за их сомнительную деятельность на посту руководителей Fortunato.
После загадочных смертей отпрысков Родерик Ашер решает признаться Дюпену в преступлениях и раскрыть причины гибели своего рода. В эту темную ночь озадаченный помощник прокурора узнает много страшных тайн. Но главное – ему придется поверить в причудливые откровения своего собеседника, связанные с таинственной незнакомкой из далекого прошлого.
Известный хоррормейкер Майк Флэнеган добирается до кульминации своего плодотворного сотрудничества с Netflix, на этот раз обращаясь к литературному наследию Эдгара Аллана По.
Коротенький рассказ «Падение дома Ашеров» оказывается лишь основой, малой частью более подробной истории с большим количеством действующих лиц. Каждый последующий эпизод длительностью в час предлагает новую смерть кого-то из персонажей и отсылает к тому или иному произведению писателя.
Кроме собственно титульного рассказа, здесь присутствуют мотивы «Маски Красной смерти», «Убийства на улице Морг», «Черного кота», «Колодца и маятника», «Сердца-обличителя» и некоторых других. Естественно, не обошлось и без обращения к ключевому образу в творчестве По — ворона. Весь сериал – это своего рода ревизия на знание матчасти про библиографию автора, известного своими крайне мрачными и макабрическими новеллами и стихами.
При этом «Падение дома Ашеров» не выглядит разрозненной антологией, как, например, прошлогодний, снова нетфликсовский «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», где создатели тоже обращались к литературной классике ужасов. Напротив, сериал представляет собой абсолютно целостную историю, где элементы фирменной старинной готики уместно вписываются в современные реалии.
В этом контексте, благодаря разделению на разные сюжетные линии, поразительно гармонично сосуществуют (и, очевидно, контрастируют) противоположные по своей сути компоненты повествования. Погружение в темную мистическую атмосферу стремительно прерывается знакомством с Ашерами, а дальнейшее использование джампскейров сильно разрушает первоначальный тон.
Вместе с тем ветхие обшарпанные здания здесь соседствуют с роскошными современными интерьерами, а мистическое и непонятное вполне комфортно уживается с совершенно четкой моралью (что, вероятно, не одобрил бы сам По).
Заметна и разница между двумя поколениями Ашеров, несмотря на то, что и стар, и млад — сплошь натуры неприятные (исключением может быть разве что внучка Ленора). Старшие, то есть Родерик и его бешеная сестра Маделин, являются лишь яростными капиталистами, готовыми идти по трупам ради своей цели. Но в остальном отклонений не замечено.
Младшие уже существуют в состоятельной семье, поэтому и в преступлениях особой потребности вроде как нет. Каждый из них пытается реализовать себя, но, учитывая собственную испорченность, подвержен извращенным, самодеструктивным прихотям или банальному эгоизму (запредельный гедонизм, ролевые игры с привлечением проституток, наркозависимость и т.д. прилагаются). Еще тот вопрос, поступки какого поколения будут иметь более пагубные последствия, в частности, для окружающих?
Ни о каком сочувствии персонажам не может быть и речи. Напротив, после более близкого знакомства с Ашерами трудно избавиться от мысли, что каждый получил то, что заслуживает. Если эти герои вызовут у вас неприятие или даже отвращение, это означает, что актеры здорово справились со своей задачей.
Но среди всех особенно хочется выделить даже не Ашеров, а зловещую Верну в исполнении удивительной Карлы Гуджино, а также непоколебимого Артура Пима, которого сыграл Марк Хэмилл. Флэнаган не стесняется привлекать проверенных исполнителей, с которыми он уже работал раньше. В одном из эпизодов даже мелькнет упоминание об «Игре Джеральда», где главные роли исполнили Брюс Гринвуд и Карла Гуджино.
Кроме откровенной критики капитализма и раздражительной вседозволенности толстосумов (привет Илону Маску и его твитам, или как оно сейчас там называется), создатели не упускают возможности высказаться по поводу роли фармацевтических компаний в развитии опиоидной эпидемии. Не так давно на Netflix уже обращались к этой теме, правда, тогда речь шла о настоящей семье Саклер, руководившей обанкротившейся Purdue Pharma.
«Падение дома Ашеров» — качественно написанная, профессионально поставленная и хорошо сыгранная история, предлагающая как жуткую атмосферность и мистицизм вполне в духе произведений Эдгара Аллана По, так и грамотное использование типичных для современного хоррора приемов.
Да, повествование порой страдает затянутостью и заметно проседает. Но в целом это must see для всех поклонников творчества По, не говоря уже, что и остальные зрители смогут интересно провести время у экрана в столь неуютную осеннюю пору.