«Человек-паук: Через вселенные» 2018 года задал новый вектор развития для анимации и кинокомиксов. В случае первой, мультфильм показал, насколько привлекательной может выглядеть стилизованная под классическую анимацию и комиксы компьютерная графика. В случае вторых — задал тренд на истории о мультивселенных, рассказав свою всего через один сценарий настолько виртуозно, что «большим» кинокомиксам Marvel и DC и не снилось.
Из-за этого (а также всеобщих восторгов от критиков и обычных зрителей) выход продолжения оказался лишь вопросом времени. Ждать пришлось прилично, но в 2023 году Spider-Man: Across the Spider-Verse наконец-то добрался до кинотеатров. Рассказываем в рецензии ниже, удалось ли мультфильму превзойти первую часть.
«Человек-паук: Через вселенные 2» / Spider-Man: Across the Spider-Verse
Жанр анимационное приключение
Режиссер Хоаким Дос Сантос, Кемп Пауэрс, Джастин Томпсон
В ролях Оскар Айзек, Шамеик Мур, Гейли Стайнфилд, Джейк Джонсон, Исса Рэй, Луна Лорен Велес, Джейсон Шварцман
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb
С момента событий первой части прошло чуть больше года. Майлз Моралес освоился в своей новой роли Человека-паука, пускай друзья из других вселенных и оставили его. Супергеройская жизнь несколько мешает повседневным будням парня — и в особенности создает напряжение в его отношениях с родителями. Однажды Майлз сталкивается со злодеем Пятном, который обвиняет Человека-паука во всех своих бедах. Но еще больше проблем парню предвещает возвращение Гвен Стейси из другого мира, в которую Моралес был влюблен все это время.
«Человек-паук: Через вселенные» подкупил мир за счет двух основных достоинств. Речь о визуальном стиле, который иначе как шикарным назвать не выйдет, и грамотной реализации идей мультивселенной, которая в комиксах спокойной существует вот уже много лет. Смотреть за взаимодействием радикально разных Людей-пауков было сплошным удовольствием, которое к тому же подали настолько художественно экспрессивно, что оторваться невозможно.
Новый мультфильм берет за основу два главных достоинства первой части, но выкручивает их до таких уровней, что предшественник начинает казаться безнадежно устаревшим. Across the Spider-Verse бьет в сердца зрителей с первой минуты — причем бьет буквально, через стилизованное барабанное соло Гвен, с которого начинается история.
Каждой сцене Across the Spider-Verse можно посвящать целые видеоэссе, ведь тут правда есть, что разбирать. Количество Людей-пауков в мультфильме исчисляется десятками. Да, некоторые из них нужны лишь как фон, приятный (порой — еще и крайне неожиданный) фансервис или ради одного-единственного экшен-сегмента. Но все равно происходящее из-за этого не рушится, не ощущается наигранным и выдуманным.
Половина заслуги такого эффекта — в прекрасном понимании авторов мультфильма, зачем конкретно они используют каждого Человека-паука. Центральные герои тут яркие и необычные, химия между ними так и искрится. А камео, регулярно вызывающие аплодисменты в зале, точно порадуют любителей самого популярного супергероя Marvel.
А вторая половина заключается в том, что Across the Spider-Verse не упирает в фансервис ради фансервиса. Именно этим грешит «Человек-паук: Нет пути домой», в котором все ключевые моменты связаны как раз с ностальгией и взаимодействием с чувствами фанатов. Да, в новом приключении Майлза Моралеса есть Люди-пауки на любой вкус, но в первую очередь это как раз история самого Майлза. Гораздо более взрослая и серьезная, чем было в предыдущем фильме.
Если раньше нам рассказывали о становлении супергероя, то теперь — о становлении человека. Если первая часть была о принятии, то вторая — уже об отторжении и отделении.
Across the Spider-Verse сильнее концентрируется на проблемах, которые возникают у Людей-пауков из-за их супергеройская долга. И задает не самый стандартный вопрос: а можно ли Майлзу как-то выйти из этого самого «долга», даже если это значит пожертвовать своей частью Человека-паука?
Across the Spider-Verse умудряется местами быть крайне неуютным мультфильмом. Он задает неудобные вопросы, на которые ни герои, ни зрители не могут дать однозначного ответа.
Мрачный и неудобный финал становится кульминацией такого подхода. На столь минорную тональность сюжета не намекал ни один трейлер — но тем приятнее послевкусие, когда выходишь из кинозала.
Даже из Пятна, который, говоря откровенно, всегда был второсортным злодеем, мультфильм делает действительно ужасающего антагониста. Да, он не блещет какой-то сверхъестественной мотивацией, но его развитие в ходе истории внушает трепет.
Выбор Пятна в качестве центрального злодея — решение скорее стилистическое, чем сюжетное. Ведь его местный дизайн идеально дополняет визуальную часть мультфильма и выводит его на совершенно невозможный уровень.
В «Через вселенные 2» огромные количество захватывающего экшена. В грамотных пропорциях он сочетает в себе стилистику комиксов, достижения компьютерной графики и наработки традиционной анимации.
Но фильм настолько хорош, что в память западают даже самые обычные сцены. Отражение в окнах, цвет неба, стены обычной квартиры, полной драм и маленьких трагедий. Тут идеально все.
Добавьте сюда отличный саундтрек (еще и более жанрово разнообразный, чем в предыдущей части), отличный темп повествования, смешные и уместные шутки — и получите лучший мультфильм года. Возможно, лучший мультфильм за всю современную историю анимацию. И точно одну из лучших адаптаций комиксов.
После такого зрелища ждать Beyond the Spider-Verse, в которой история достигнет своего финала, практически невозможно. Ведь продолжения хочется прямо здесь и сейчас. Но остается только набраться терпения. И заодно порадовать себя мыслями, что если вторая часть получилась настолько выдающейся, то третья точно должна перевернуть общественное сознание всех и каждого.