26 мая на Prime Video вышел последний эпизод первого сезона шпионского сериала «Цитадель». Это один из самых дорогих сериальных проектов в истории, который, тем не менее, получил откровенно посредственные оценки от зрителей и критиков. В этой рецензии попытаемся разобраться, почему так вышло.
«Цитадель» / Citadel
Жанр шпионский триллер, боевик, драма
Режиссеры Ньютон Томас Сигел, Джессика Ю
В ролях Ричард Мэдден, Приянка Чопра Джонас, Роланд Меллер, Эшли Каммингс, Стенли Туччи, Мойра Келли
Премьера Amazon Prime Video
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
Очень, очень крутые и красивые агенты сверхсекретной шпионской организации «Цитадель» Мэйсон Кейн и Надя Синх приступают к выполнению очередного задания. Но, как и все остальные коллеги, они становятся целями злодейской конторы под названием «Мантикора», которой руководит злая тетка Далия Арчер. Несчастным шпионам удается выжить, однако они оба теряют память и начинают жить жизнью нормальных людей: устраиваются на работу, посещают психотерапевта, а некоторые даже заводят семью.
Много лет спустя насыщенное шпионское прошлое вырывает озадаченного Кейна из спокойной семейной жизни и погружает в новое противостояние с приспешниками «Мантикоры». Проблема в том, что герой не помнит своего прошлого, потому и навыки крутого шпиона придется восстанавливать на лету. Но без Нади здесь явно не обойтись, поэтому Мэйсон заручается поддержкой бывшей напарницы, чтобы обнаружить предателя и не позволить вражеской организации завладеть смертоносным оружием массового поражения.
После постановки всех этих судьбоносных щелчков пальцами братья Руссо принялись выстраивать новые кинематографические вселенные с уклоном в жанр шпионского экшена. Что-то подобное уже произошло в прошлом году, когда в самом дорогом проекте Netflix Райану Гослингу пришлось испортить классную прическу Крису Эвансу.
«Цитадель» — очередное начало франшизы, грозящее перерасти в затяжную киновселенную международных масштабов (в следующем году готовится к выходу итальянский «Цитадель: Диана»).
Оба беззастенчиво дорогих начинания Руссо страдают от одной и той же проблемы. Их шпионские истории выглядят как плохо собранные жанровые клише, не способные хоть немного добавить какого-то свежего взгляда. Но если «Серый человек» мог похвастаться большим количеством зрелищного экшена (а еще его не нужно было терпеть 6 эпизодов), то «Цитадель» не может предложить даже этого.
Отличные боевые сцены здесь редкий гость, а компьютерные эффекты оставляют желать лучшего: не такого ожидает зритель от проекта за 300 миллионов долларов.
Можно сделать скидку на масштабные пересъемки, произошедшие после смены шоураннеров (на место Джоша Аппельбаума и Андре Немеца пришел Дэвид Уэйл). Подобные пертурбации при производстве никогда не идут на пользу конечному результату. Но даже с учетом этого факта достижения сериала выглядят слишком скромно.
На бумаге это был шпионский блокбастер от создателей «Мстителей», на деле же вышла бледная калька фильмов о Джейсоне Борне или Итане Ханте.
Огромные ресурсы, уже не впервые вложенные сервисом Amazon в свой контент, и громкая афиша сыграли с этим шоу злую шутку. Они привели к большим ожиданиям со стороны зрителей, но из-за посредственной реализации и неоправданных надежд проект получил нелестные оценки.
Пока оператор возьмется переворачивать камеру вверх тормашками ради какого-то сомнительного эффекта, основной рассказ будет прерываться недопустимо большим количеством флешбэков.
Эпизод может начаться так: нарезка с напоминанием событий прошлых серий, затем флешбэк с титром «Сербия, 30 лет назад», за ним сразу же еще один с надписью «Орегон, 6 месяцев спустя», далее — вступительные титры, и уже на минуте восьмой нам позволят вернуться к настоящему. Но ненадолго, ведь там еще ждет щедрая порция новых возвращений в загадочное прошлое. Такое дерганое повествование видится издевательством.
Опустим тот факт, что некоторые мелкие моменты в сюжете выглядят как полная чушь, а актерам, по сути, нечего играть.
Невозмутимый Ричард Мэдден и Приянка Чопра красиво смотрятся в кадре, уверенно держат оружие в руках и хороши в экшн-сценах, но чего-то большего от них не требуется. Досадно то, что нет здесь внятной концовки, что неудивительно, ведь сериал был продлен на второй сезон еще в марте.
Во время скучных перипетий начинаешь обращать внимание на второстепенные вещи. Например, вы заметили, что во всех этих суперсекретных организациях руководящие должности занимают темнокожие женщины? Виола Дэвис в киновселенной DC, Барбара Ив Харрис в свеженьком «Фубаре», и теперь вот здесь работой «Цитадели» руководит персонаж Никки Амуки-Берд. А главная злодейка – типичная «железная леди», любящая допрашивать пленных за длиннющим столом, точно как у одного бункерного карлика.
Будь «Цитадель» каким-то безамбициозным среднебюджетным хламом, о котором уже завтра никто и не вспомнит — и требования к нему были бы соответствующими. А так получаем один из самых афишированных и дорогостоящих проектов года, основным сюрпризом которого оказывается его поразительная несостоятельность.