Современное украинское кино так или иначе затрагивает исторические и патриотические темы, но одними ими вовсе не ограничивается. При поддержке Держкино регулярно выходят самобытные, необычные и несколько мрачные истории, которые не боятся показывать не самые лицеприятные стороны украинского общества. «Памфир» — одна из таких мрачных историй. Рассказываем в рецензии ниже, какой она получилась.
«Памфир» / Pamfir
Жанр драма
Режиссер Дмитро Сухолиткий-Собчук
В ролях Олександр Яцентюк, Соломия Кирилова, Станислав Потяк, Мирослав Маковийчук, Иван Шаран
Премьера кинотеатр
Год выхода 2023
Сайт IMDb
События фильма разворачиваются в западных регионах Украины, возле границы. Главный герой Леонид возвращается с заработков в Польше, чтобы увидеться с семьей. Его сын Назар устраивает пожар в молитвенном доме, чтобы Леонид задержался в селе подольше и больше времени побыл с семьей. Чтобы возместить ущерб, главе семьи приходится обратиться к своему темному прошлому. В преступных кругах его знают как Памфира — умелого контрабандиста.
Обычными фаразми и терминами из кинокритики «Памфира» описать тяжело. Это медленный, почти интимный фильм, который фокусируется на трагедии одной семьи.
Подобный сюжет легко проецируется на целые социальные прослойки. Авторы даже не называют конкретного населенного пункта, в котором все происходит.
Однако эстетика Запада Украины все равно сквозит в каждом кадре. Усиливает ее и ощущение приближающегося карнавала Маланки. Благодаря нему в фильме хватает праздничных настроений, а свою роль в истории играют карнавальные костюмы и маски. Собственно, на последних и строилась рекламная кампания фильма, ведь выглядят они стильно и аутентично.
Маски нужны в «Памфире» не только для красоты. Они работают еще и как своеобразная метафора о теневой жизни людей и их рельаных сущностях.
Ведь в небольшом и, на первый взгляд, мирном селении, где все жители регулярно ходят в церковь и чтят традиции предков, разворачиваются криминальные истории.
Все это делает «Памфиру» интересный контраст. С одной стороны, фильм показывает радости семейной жизни и поддержки близких, красивые виды и будто пропитан уютом. С другой, все это постепенно рушится из-за желания главного героя выручить семью через «еще одно последнее дело». Потому в душе с ходом просмотра все укрепляется неприятное чувство смятения, почти физически ощутимого давления.
Раскрыться местной истории помогает и режиссура. «Памфир» снят крупными планами, потому особо полюбоваться местными красотами не выйдет. Но виды Запада Украины настолько хороши, что создают красочный антураж даже при подобных условиях. А камера при этом подчеркивает все напряжение персонажей, ловит каждый их сложный взгляд и мимолетные эмоции.
Еще одно интересное решение — съемка многих сцен одним планом. Из-за этого камера часто будто суетится вокруг главных героев, подчеркивает нестабильное состояние их внутреннего и внешнего мира.
«Памфир» стоит смотреть уже только ради режиссуры, а его мрачная эстетичность запоминается в отрыве от основной истории.
Не зря же фильм получил награду за лучшую режиссуру на международном фестивале Palić European Film Festival.
«Памфир» — фестивальное кино, со всеми вытекающими особенностями. Оно никуда не торопится с темпом повествования, из-за чего рядовому зрителю может показаться несколько занудным. Но авторы всего лишь грамотно развивают основную сюжетную линию, чтобы «праздничная» кульминация ударила вас как можно больнее.
Не стеснялась съемочная команда на изображения грязных, отталкивающих моментов, из которых зачастую состоит жизнь настоящих людей, а не инструментов в сценарии. Поэтому в «Памфире» довольно реалистично, в чем-то даже мерзко, показаны сцены секса, мастурбации и избиения со всеми последствиями. И такие моменты работают на мотивы темной стороны одного поселения, в котором молитвы и традиции превращаются лишь в еще один способ закрепить власть с положения силы.
«Памфир» не боится быть неприятным, чтобы на фоне ужасов людских душ показать нечто возвышенное.
Причем обходится без лишней идеализации и романтизации поступков главных героев. Как раз наоборот, они во многом абсурдные и скорее заслуживают порицания. Но фильм выстроен таким образом, что никакого осуждения после финальных титров не остается. Лишь горечь.
Добавьте к этому еще отличный саундтрек и талантливую игру актеров — и получится фильм, достойных всех похвал. Это то кино, которое нужно Украине как самобытному государству.
«Памфир» однозначно самобытный, но без перегибов. Это в первую очередь самодостаточная история, которая оставляет после себя живые эмоции. А это и есть признак высокого кино.