30 декабря на Netflix вышел новый фильм Ноа Баумбаха. Это экранизация одноименного романа Дона Деллило, увидевшего свет в 1985 году. В рецензии ниже рассказываем, удалось ли Баумбаху удачно перенести на экран темы и идеи оригинального произведения.
«Белый шум» / White Noise
Жанр сатирическая комедия, драма
Режиссер Ноа Баумбах
В ролях Адам Драйвер, Грета Гервиг, Рэффи Кэссиди, Дон Чидл, Ларс Айдингер
Премьера Netflix
Год выпуска 2022
Сайт IMDb
Середина 80-х. Семья Глэдни, состоящая из супругов Джека и Бабетты, а также четырех детей разных возрастов, живет себе в небольшом американском городке, где почти ничего не случается. Это утопическое место с приятными горожанами, беленькими заборчиками, красивыми домиками и идеально выставленными товарами в уютных супермаркетах.
Джек преподает в Университете на кафедре гитлероведения, общается со своим хорошим другом и коллегой Мюрреем и имеет ужасный вкус на одежду. Его жена Бабетта отличается какой-то удивительной лучезарностью, учит пожилых людей ровно держать осанку и имеет забавную кудрявую прическу, которая была модной в те времена.
Ситуация в этой, на первый взгляд, идиллической семье начинает выходить из-под контроля, когда где-то неподалеку происходит авария на железнодорожной дороге. В результате этого ДТП из поврежденных цистерн начинает сочиться какая-то странная темная жидкость, образующая большое черное облако опасных химикатов. Кроме того Джек узнает о неизвестном препарате, который принимает его жена, и это вызывает у него немалую обеспокоенность.
Ноа Баумбах взялся экранизировать постмодернистский роман Дона Деллило, в котором автор затрагивает множество различных тем. Это первая именно экранизация в карьере известного кинематографиста. При просмотре становится заметно, что он не хотел упустить что-либо важное.
Возможно, именно поэтому повествование ленты выглядит разрозненно и даже разножанрово. В один момент мы видим вроде бы семейную комедию, в другой — фильм-катастрофу, а впоследствии напряженный нуар.
В своем романе Деллило затрагивал такие вопросы, как влияние многочисленных средств массовой информации и в целом телевидения на человека, а также зависимость от постоянного потребительства. А еще в сатирическом духе изображал университетских преподавателей и их академическое мышление, не без здорового юмора размышлял о религии, семье и даже смерти.
В фильме Баумбах пытался вторить первоисточнику и за отведенные два с хвостиком часа охватить как можно больше вышеупомянутых тем. Но беда в том, что чувство юмора в фильме выглядит не столь изобретательно, как в книге.
Более того, по настоящему смешные эпизоды можно пересчитать по пальцам одной руки. В частности, особенно хорошо смотрится сцена, в которой персонаж Драйвера, ярый гитлеровед, без особого успеха пытается овладеть немецким произношением.
Да, «Белый шум» выглядит не очень забавным, и таков он потому, что юмор здесь абсурден. Лента и позиционируется как абсурдистская черная комедия, и, пожалуй, это верно выбранный жанр для экранизации произведения Делилло. Впрочем, во время просмотра трудно избавиться от мысли, что из такого материала можно было выудить куда более качественный юмор, пусть даже сатирический.
Не совсем понятно и то, зачем смотреть фильм зрителям, знакомым с первоисточником. Киноадаптация довольно точно следует букве романа и совсем не рассказывает ничего нового. Да, некоторые косметические изменения в сюжете произошли, но они не способны повлиять на общий результат.
С технической стороны «Белый шум» исполнен безупречно. Где нужно, Баумбах использует параллельный монтаж, в других моментах – глубинную мизансцену, а еще играет с глубиной резкости кадра, светом и цветовым наполнением в нем. Последнее особенно чувствуется в сценах в супермаркете, где свежие товары разложены так ровно, словно здешние декораторы прошли курс мерчендайзеров перед съемками.
Адам Драйвер получил пивной живот и ужасную рубашку, но выдал очередной уверенный образ, хорошо отвечающий литературному прототипу. Грета Гервиг тоже кажется удачным выбором на роль Бабетты.
Правда, драматургически эти роли выглядят не так мощно, как выступления того же Драйвера и Скарлетт Йоханссон в прошлой работе Баумбаха «Брачная история». Но в «Белом шуме» подобный драматический нерв и не требуется, особенно, учитывая оригинальное произведение.
Интересно то, как жизнь и поведение героев меняется из-за техногенной катастрофы. Люди впервые в жизни слышат звуки воздушной тревоги и начинают вести себя по-разному. Ждать каких-нибудь новостей по радио. Паниковать, смеяться, надевать противогазы и защитные костюмы. Испытывать симптомы, о которых услышали, но неизвестно, соответствуют ли они действительности.
Один из персонажей вообще возмущается, что телевидение молчит об утечке химикатов. Неужели все, кто вынужден был покинуть собственные дома, не заслужили стать героями новостной ленты? Телевидение это же наше все, эй!
2 часа 15 минут хронометража проходят безболезненно, но и без особого увлечения. Создатели вроде бы и стараются поведать много всего, а по сути рассказывают не о чем. Смотреть можно, местами повествование вызывает интерес. Но целью создания фильма видится только финальный танец покупателей среди полок с идеально выставленными бутылками пепси-колы, жестянками консервированного ананаса, хорошо вымощенными овощами и т.д.