Во второй половине октября на Amazon Prime Video стартовал научно-фантастический сериал «Периферийные устройства», основанный на одноименном романе Уильяма Гибсона. Шоураннером проекта выступил Скотт Б. Смит, а продюсерами создатели «Мира Дикого Запада» Джонатан Нолан и Лиза Джой. В этой рецензии рассказываем, удалось ли авторам адекватно перенести на экран этот довольно непростой материал.
«Периферийные устройства» / The Peripheral
Жанр научная фантастика
Режиссеры Винченцо Натали, Олрик Райли
В ролях Хлоя Грейс Морец, Гари Карр, Джек Рейнор, Элай Гори, Шарлотта Райли
Премьера Amazon Prime Video
Год выпуска 2022
Сайт IMDb
2032 год. Молодая девушка Флинн Фишер живет в небольшом, богом забітом американском городке, вместе со своим братом Бертоном и тяжело больной матерью. Она работает в учреждении, которое занимается печатью на 3D-принтерах, а также помогает Бертону тестировать VR-игры, чтобы заработать на дорогостоящие лекарства для мамы.
Однажды какая-то колумбийская контора присылает Фишерам необычную гарнитуру, с помощью которой можно попасть в сверхреалистичный виртуальный мир. За тестирование этой игрушки заказчики предлагают кучу денег, поэтому брат и сестра погружаются в дело с головой.
В виртуальном измерении Флинн выполняет странные задания и встречает якобы своего куратора — женщину по имени Аэлита. Но после смерти в игре, главная героиня начинает получать угрожающие сообщения от незнакомца, что теперь она находится в смертельной опасности. Девушка определенное время пытается игнорировать этот неудачный пранк, пока на пороге ее дома не появляется вооруженный до зубов отряд наемников.
Несмотря на свое весомое литературное наследие и влияние, особенно в качестве писателя-фантаста, а также неофициальный титул основателя киберпанка, произведения Гибсона экранизировали всего несколько раз, еще в 90-х. К тому же «Джонни-Мнемоник» и «Отель „Новая роза“ были адаптациями рассказов.
А вот именно романам до сих пор не суждено было перенестись на киноэкран, хотя попыток делалось немало. Наконец, в 2018 году, через 4 года после выхода книги The Peripheral, Джонатан Нолан и Лиза Джой анонсировали разработку сериальной экранизации.
Уже с пилотного эпизода чувствуется уважительное отношение авторов к первоисточнику. Примечательно, что они пытались передать дух оригинала, хотя вынуждены были изменить некоторые моменты. Например, в литературном произведении Бертон имел срочные дела и поэтому попросил Флинн временно заменить его в игре. В сериале вовлеченность девушки объясняется тем, что она просто гораздо более крутой геймер, чем ее брат. Кроме того, главным героям придется расследовать не убийство Аэлиты, а ее исчезновение, и это меняет суть самого расследования.
Впрочем, большинство вынужденных или даже умышленных изменений и упрощений не выглядят неуместно. Ведь сюжет увлекает уже изначально и не отпускает до условной развязки. Условна она потому, что финальный эпизод не оказывается собственно финалом. К тому же, второй сезон уже находится в разработке.
„Периферийные устройства“ выглядит качественной сериальной фантастикой, довольно прямолинейно проговаривающей лейтмотивы романа. Что через десяток лет, либо через сотню, уже после апокалипсиса, который получит парадоксальное и немного сатирическое название Джекпот, новейшие технологии будут иметь огромное значение.
Но в то же время человечество продолжит ошибаться, а сильные мира сего — соревноваться за сферу влияния преступными способами и вести губительную масштабную политику. Понятно, что от этого будут всегда страдать простые смертные. Да и вообще все сопричастные.
Начинается история довольно резво, хотя с третьего эпизода понемногу подтормаживает, но это не критично. Что называется, въехать в тему здесь будет легче, чем в книге, хотя есть свои нюансы. Гибсон разбрасывался кучей непонятных терминов и не спешил давать объяснения к ним, что превращало первую сотню страниц романа в определенной степени „борьбу“ с ним. Но вместе с тем писатель предоставлял множество маневров для воображения читателя.
В сериале можно сразу увидеть своими глазами, кто они такие, эти клептархи или митикоиды, и как они выглядят. Но это вчистую обрубает любые варианты поиграть с воображением зрителя, потому что всё становится наглядным и понятным. Даже не нужно уже представлять, что являет собой Лондон конца XXI века. Честно говоря, он не впечатляет.
Определенные упрощения и очевидная визуализация того, о чем раньше приходилось догадываться, помогает создателям привлечь аудиторию, которая не знакома с первоисточником. Действительно, зрителей, не читавших роман, но увлекающихся жанром фантастики, этот проект способен изрядно заинтересовать. При этом создателям удается хорошо дозировать диалоговые сцены и экшн, который как для сериального формата выглядит прилично.
Хлоя Грейс Морец уверенно выступает в роли умелой девушки и так называемой периферали с набором крутых боевых навыков. Ее персонаж в мире футуристического Лондона не объективируется сексуально, как это принято делать с экшн-героинями современности. То есть никаких обольстительных нарядов в стиле Миллы Йовович из „Обителя зла“, или тем более блестящего латекса, в котором щеголяла Кейт Бекинсейл в „Другом мире“. Только строгий деловой костюм и скромная прическа.
Есть здесь несколько интересных сцен и идей с точки зрения именно фантастики, сравнимых с другими представителями жанра. В одном моменте зритель может понаблюдать за сценой, где персонажу удаляют глаз, и это заставляет вспомнить о легендарной сцене из кэмероновского „Терминатора“. В другом можно увидеть автомобили будущего, обладающие такой же технологией маскировки, что была у Хищника. А главная злодейка вообще напоминает воительницу из вакандийского спецотряда Дора Миладже.
Не видится неуместным в проекте участие актрисы-трансгендера Александры Биллингс в качестве инспектора Лоубир — одного из важнейших и влиятельных персонажей книги. Ибо именно такой ее статус аутентичен в отношении первоисточника. А вот Уилф Нетертон, например, уже не является тем беспросветным пьяницей, которым предстал перед читателем.
«Периферийные устройства» — безусловно не выдающаяся фантастика на все времена, которая заслуживает максимально высокой оценки. Но это качественный и крепкий жанровый продукт, способный хорошо увлечь и даже говорить на любопытные темы, которые порой вряд ли можно отнести к сугубо фантастическим.