Недавно на цифровых сервисах вышел новый фильм ирландского постановщика Мартина Макдоны. Прежде ленту представили на Венецианском кинофестивале, где она получила высокую оценку публики. В рецензии ниже размышляем, благодаря чему эта история имела успех и о чем она говорит со зрителем.
«Банши Инишерина» / The Banshees of Inisherin
Жанр трагикомедия
Режиссер Мартин Макдона
В ролях Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Керри Кондон, Барри Кеоган, Гари Лайдон
Премьера цифровые сервисы
Год выпуска 2022
Сайт IMDb
Остров Инишерин, Ирландия. Согласно календарю главного героя Падрейка, начался апрель 1923 года. Обычно Падрейк после обеда направляется к своему лучшему товарищу Колму Доэрти, чтобы за пинтой темного пива в местном баре поговорить о том, о сем. Так было и в этот будто ничем не примечательный день, но Колм вдруг начал игнорировать давнего друга и отказываться с ним говорить.
Когда мужчины все же встречаются в пабе, Колм заявляет, что больше не хочет иметь дел с Падрейком и обещает отрезать себе пальцы, если тот не перестанет его преследовать. На вопрос «в чем причина?» Колм отвечает, что не желает терять драгоценное время и хочет посвятить себя игре на скрипке. Вот уже и название для нового музыкального произведения готово — «Банши Инишерина». Таким образом, растерянный Падрейк должен как-то смириться с тем, что дружбе с Колмом пришел конец.
Пожалуй, нужно быть драматургом уровня Мартина Макдоны, чтобы из такой откровенно детсадовской завязки разыграть сколь абсурдную, столь же и мощную трагикомедию. До поры до времени здесь что ни диалог, то остроумность, которая дает повод посмеяться, хотя персонажи в большей степени ведут беседы о чем-то грустном или серьезном.
В свое время Макдона написал трилогию Аранских островов, и история на Инишире задумывалась как заключительная пьеса. Но произведению не суждено было увидеть свет, ведь сам автор забраковал материал. Для фильма он, по-видимому, написал отдельный сценарий, а Инишир превратился в вымышленный Инишерин. Тем не менее в здешнем фильмическом пространстве некая театральность все равно ощущается.
Но вместе с тем «Банши Инишерина» выглядит очень кинематографически. Камера Бена Дэвиса не жадничает на живописные ирландские пейзажи, а когда внимание нужно сосредоточить на каких-то актерских эмоциях, позволяет зрителю насладиться ими сполна. Еще, пожалуй, ни один актер в мире не номинировался на «Золотой глобус» за столь выдающуюся игру бровями, которую выдал Колин Фаррелл. Кстати, лента имеет 8 номинаций на эту награду, в частности, и в категории «Лучший фильм — комедия или мюзикл».
Приятно было увидеть в кадре прекрасный дуэт Фаррелл-Глисон после их участия в полнометражном дебюте Макдоны «Залечь на дно в Брюгге». Здесь постановщик, правда, отказывается от криминальных мотивов гайричивского толка и предлагает совсем другой нарратив. «Банши» легче спутать с «Голгофой», которую ставил старший брат Мартина, Джон Майкл Макдона, чем с любой из трех предыдущих работ знаменитого ирландца.
Пока где-то там, на фоне, время от времени гремят звуки взрывов от пушек, на Инишерине разворачивается собственный бой. Его можно сопоставить с гражданской войной в Ирландии. Каждая из сторон будет вести собственную тактику, а она, как известно, имеет важнейшее значение в боевых действиях. Но местным героям, по сути, плевать на то, что происходит на материке. И чем меньше на руке Брендана Глисона будет оставаться пальцев, тем больше будет обостряться конфликт между бывшими друзьями.
Поскольку события разворачиваются в богом забытом месте, где, кроме выпивки и бесконечного созерцания на умиротворенное величие Атлантического океана нечем заняться, персонажу Фаррелла будет крайне трудно смириться с новым положением вещей. Он — простой пастух, обычный добродушный деревенщина, не обременяющий себя вопросами о вечном. А вот Колм, напротив, рефлексирует и пытается оставить что-то после себя, понимая, что основная часть жизни уже позади.
То есть «Банши» оказывается не только остроумной черной комедией, но и крепкой драмой о дружбе, одиночестве, обреченности, а также о жертвах художника, на которые он должен пойти ради дела своей жизни. Качество неспешного повествования, которое предлагает Макдона, видится в том, что автору удалось гармонично соединить комедийное и драматическое. Правда, во второй половине фильм немного теряет свой комедийный задор и сосредотачивается на драматизме.
На общий результат работают и отличные актерские перфомансы. И если с Фарреллом и Глисоном все ясно, они мастера, то следует упомянуть и об отличной роли Барри Кеоагана. Молодой актер играет сельского дурачка и в очередной раз доказывает свой высокий профессионализм. К тому же, после прекрасного «Убийства священного оленя» Йоргоса Лантимоса, ему не привыкать к взаимодействию в кадре с Колином Фарреллом.
В общем, «Банши Инишерина» представляется бесконечно веселым и в то же время грустным кино. Это вдумчивая экзистенциальная драма, демонстрирующая определенную сторону человеческой сущности во всей ее красоте. Или, вернее, уродстве. А еще здесь есть страшная бабуля, которая явно ассоциируется с теми мифическими банши и внушает ужас на окружающих, предвещая неизбежную смерть. Впрочем, могла бы и не распинаться, ведь все рано или поздно умрут, не правда ли?