Смерть Чедвика Боузмана — самое трагическое событие, связанное с реальной стороной киновселенной Marvel. Актеру диагностировал рак толстой кишки в 2016 году, но он держал этот факт в секрете практически от всех. И роль Черной Пантеры принял с четким осознанием своей болезни, не предупредив никого в Marvel и Disney. Так что смерть Боузмана в 2020 году стала для всех потрясением и вынудила съемочную команду пересмотреть планы на сиквел «Черной Пантеры», который тогда планировали как раз под Чедвика. Сценарий пришлось полностью переделывать. Как подобные изменения сказали на финальной версии «Черной Пантеры: Ваканда навсегда» — читайте в рецензии ниже.
«Черная Пантера: Ваканда навсегда» / Black Panther: Wakanda Forever
Жанр экшен
Режиссер Райан Куглер
В ролях Летиша Райт, Данай Гурира, Доминик Торн, Теноч Уэрта, Мартин Фримен
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2022
Сайт IMDb
Смерть Короля Т’Чаллы, который к тому же еще и Черная Пантера, из-за неизвестной болезни стала потрясением для всей Ваканды. Траур внутри государства продолжается около года, а Шури (Летиша Райт) к тому же лично винит себя в смерти брата, ведь не смогла оперативно найти лекарство. Гибель Черной Пантеры к тому же ослабила позицию вакандийцев на геополитической арене, многие государства из-за этого усилили свои попытки вторгнуться в Ваканду ради редкого минерала вибраниума. Но оказывается, что вибраниум может быть и в других частях света. И это приводит Ваканду к столкновению с подводным государством Талоканом и его суровым правителем Нэмором (Теноч Уэрта).
Фильм задает свой минорный тон с первых же кадров. Начальные несколько сцен «Ваканды навсегда» — это прощание с Т’Чаллой, обставленное настолько же красиво а по-африкански аутентично, насколько и печально. По сути весь фильм — это двухчасовая эпитафия Чедвику Боузману. И этот факт нашел отражение во всех элементах кино.
Как минимум это сказывается на юморе, которым всегда славилась киновселенная Marvel. Порой с комедией отдельные режиссеры откровенно перегибают, как, к примеру, в «Торе 4». «Черная Пантера: Ваканда навсегда» на этом фоне кажется максимально серьезным. Шуток тут почти нет, а те, что есть, подаются максимально ненавязчиво и выстроены скорее на нестандартных ситуациях, а не внутренней клоунаде отдельных персонажей.
Большая часть кинокомикса в принципе ощущается довольно приземленной и даже личной. Ключевой двигатель сюжета истории в этот раз не какое-то масштабное событие или сверхъестественная угроза, а как раз смерть Т’Чаллы. Про нее герои не забывают ни на миг, а сильнейшие моменты кино разворачиваются не в масштабных и креативных битвах, как это принято внутри MCU, а на фоне трогательных задушевных диалогов.
Впрочем, и про экшен авторы не забыли. Особо сильно он удивляет и развлекает в первой половине фильма — за счет все той же приземленности. Местная сцена городской погони отдает духом «Джека Ричера» и первых частей «Форсажа». А заканчивается она битвой-дуэлью, в которой каждый удар ощущается чуть ли не тактильно. Что свидетельствует о грамотной постановке всего сражения.
Отличная постановка — это одно из главных достоинств всего фильма. Куглер тут смешивает в аккуратных пропорциях слоу-мо, необычную операторскую работы, красочные планы и продуманную хореографию. Не забывает он и про этнофутуризм, которым прославилась еще первая «Черная Пантера». Наблюдать за вакандийскими традициями и технологиями в кино очень интересно и на высоком уровне эстетично.
Причем идеи этнофутуризма находят свое развитие и в государстве Талокан, которое представили в фильме. С ним у Ваканды складывается интересный контраст. За основу для Талокана тоже взяли древнюю цивилизацию (ацтекскую), но вместо технологий он пошел более мистическим путем. Однако его население тоже пытается счастливо жить в изоляции. Казалось бы, с вакандийцами они должны быстро поладить, но некоторые идеологические разногласия не позволяют им мирно сосуществовать.
В столкновении Ваканды и Талокана проявляются еще и геополитические темы сиквела «Черной Пантеры». Ведь нам показывают, что два схожих народа могут пойти войной друг на друга из-за наличия внешних угроз или ценных ресурсов. Остальной мир при этом будет использовать ситуацию в своих целях. Дальше подтекстов эти вопросы не уходят, но на фоне последних фильмов Marvel смотреть за чем-то подобным крайне приятно.
А вот финальная битва, ради которой кто-то, возможно, и пойдет на новую «Черную Пантеру», тут скорее разочаровывает. Уже сам фон для нее очень скучной, ведь железный столб посреди океанского ничего — не самая креативная локация для пафосного сражения. Сама битва быстро превращается в суматоху, а сценарное обоснование сил жителей Талокана получился очень натянутым. А местами без проблем удастся обнаружить огромные сюжетные дыры.
Зато из Нэмора антагонист получился отличный. Он выглядит угрожающим в каждом своем появлении, но параллельно его цели и мотивы максимально логичны. Как и в комиксах, Нэмор в «Черной Пантере: Ваканда навсегда» больше антигерой, чем полноценный злодей. И хочется его еще увидеть в будущих фильмах Marvel.
Также вторая «Черная Пантера» вводит в киновселенную еще одного важного персонажа из комиксов — Рири Уильямс (Доминик Торн), также известную как Железное Сердце. В комиксах это наследница Железного человека, сумевшая самостоятельно собрать свою броню. В фильме связей с Тони Старком у нее почти нет, пускай некоторые оммажи на персонажа Роберта Дауни-младшего присутствуют. Но за самой Рири, которую вдруг затянуло в конфликт двух мегагосударств, интересно следить. Доминик Торн получилось воплотить на экране харизматичного персонажа, у которой к тому же складывается интересная динамика с Шури. Разве что новая броня Рири получилась как-то слишком мультяшной.
Всю «Черную Пантеру: Ваканда навсегда» также можно рассматривать в качестве истории Шури, ее принятии смерти брата и своего наследия. Весь вакандийский народ тяжело перенес смерть Т’Чаллы, но именно Шури восприняла потерю на уровне личной ответственности. Каждое ее решение в истории основано на горечи утраты. И это добавляет фильму дополнительной глубины.
«Черная Пантера: Ваканда навсегда» разительно выделяется не просто среди остальных фильмов четвертой фазы, и на фоне целой киновселенной Marvel. Тут есть и шутки, и битвы, и фансервис, и развитие сценарных линий MCU. Но все равно каждая минута кино пронизана меланхолией и печалью. Будьте готовы, что традиционного развлечения под попкорн тут не выйдет.
И сразу о сценах после титров. Она тут всего одна, причем посреди титров. Так что ждать до самого конца не нужно. А сама сцена раскрывает один важный факт, который свидетельствует, что на Черную Пантеру у Marvel амбициозные планы.