С общей киновселенной DC будто с самого начало все пошло не так. «Лига справедливости», которая должна была стать ответом Warner Bros. на «Мстителей», обернулась провалом в глазах общества. Да и все остальные части DCEU особыми высотами не блистали. При этом отдельные фильмы по комиксам DC последнее время получаются отличными, что доказывает «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном и «Джокер» с Хоакином Фениксом. Но киностудии не оставляет попыток развить киновселенную до хотя бы приемлемого уровня. «Черный Адам» — следующая из таких попыток. Рассказываем в рецензии ниже, насколько удачной она получилась.
«Черный Адам» / Black Adam
Жанр супергеройский экшен
Режиссер Жауме Кольет-Серра
В ролях Дуэйн Джонсон, Ной Сентинео, Элдис Ходж, Сара Шахи, Квинтесса Суинделл, Пирс Броснан
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2022
Сайт IMDb
История фильма рассказывает о супергерое Черном Адаме (Дуэйн Джонсон). За 5000 лет до начала непосредственных событий сюжета он восстал против тирании в своем государстве Кандак, за что совет волшебников наделил его силой шести богов. Но практически сразу заключил в заточение, так как гнев Адама мог навредить и мирным людям.
Из своеобразной тюрьмы героя освободила археологиня Адрианна Томаз (Сара Шахи), которая параллельно участвует в движение сопротивления в Кандаке. Ведь страна так и осталась порабощенной. Но появление Черного Адама может существенно переломить ход истории. Об этом догадывается Аманда Уоллер (Виола Девис), которая следит за металюдьми по всему миру. Именно она посылает Общество Справедливости Америки разобраться с Адамом, пока тот не сделал ничего плохого.
С производством «Черного Адама», как это практически уже принято в DCEU, хватало проблем. По изначальным задумкам Адам должен был появиться еще в «Шазаме» в качестве главного антагониста, но от затеи отказались. Потому Шазама и Адама решили развести по своим сольным фильмам, чтобы достойно представить каждого, а конфронтацию персонажей оставить на потом.
При этом проект оказался крайне личным для главного актера — Дуэйна Джонсона. Он признался, что с детства обожает Черного Адама. Поэтому при работе над фильмом он также занимался продюсированием и активным продвижением картины, а также старался помогать со всеми элементами кино. Джонсона в Адаме привлекает бунтарская натура персонажа и его желание всегда идти напролом, которая параллельно сочетается с четким моральным кодексом.
Черный Адам — на деле никакой не супергерой, а антигерой. Ему плевать на мировую справедливость, он не стремится спасти всех на свете. А врагов он готов уничтожать самыми ужасными и жестокими способами. Его гнев регулярно вредит и обычным людям, которых Адам якобы пытается защитить.
На неоднозначной природе персонажа и построен весь фильм. Причем авторы не пытаются романтизировать его природу, как это зачастую бывает с антигероями. К примеру, тот же Веном или Красный Колпак сформировали довольно прочную симпатию вокруг себя. «Черный Адам» же выстроен таким образом, что всем сердцем полюбить героя не выйдет до самого финала.
Да, Адам уничтожает врагов настолько красочными методами, что фильм практически заходит на территорию gore-фетишей. Впрочем, рейтинг у фильма все-таки PG-13, так что особых откровений не ждите. Но каждый екшеновый момент, в котором титульный антигерой испепеляет всех молниями и отрывает конечности солдатам, оттеняется демонстрацией последствий настолько бесконтрольной силы.
На подобное развитие настроения истории работает и присутствие в фильме Общества Справедливости Америки. На этапе рекламы казалось, что оно будет лишь мешать. А его внедрение в сюжет выглядело натужной привязкой к киновселенной DC. Однако на деле оно создает интересный контраст с Черным Адамом, развивая основные идеи фильма.
Первую треть хронометража, кажется, что Общество — самовлюбленные эгоисты, которые игнорируют проблемы простых людей за пределами США и напоминают бюрократов от мира супергероев. Адам на их фоне, который не тратит время на слова, а сразу действует, выглядит настоящим борцом за справедливость. Но чем дальше идет фильм, тем менее привлекательным начинает казаться Черным Адам. И тем больше смысла появляется в поступках представителей Общества, а сами они начинают выглядеть более человечными, чем бесконтрольный «защитник» с силами богов.
Параллельно раскрывается еще одна интересная тема фильма. Ведь он разворачивается в удаленном и довольно закрытом государстве Кандаке, с проблемами которого мировые супергерои разбираться не особо спешат. Страна оккупирована иностранным наемниками, люди живут в страхе. И появление неоспоримой силы вместо пустых обещаний — это настоящий путь к спасению для местных. То есть «Черный Адам» также затрагивает вопросы отсутствия всемогущего добра даже в мире супергероев, в котором кто-то все равно будет вынужден страдать и терпеть.
Вряд ли авторы стремились к этому, но при просмотре можно усмотреть немало параллелей с войной в Украине. Осуждение террора вместо реальных действий, оккупация и подавление национальной идентичности, игнорирование проблем целой страны ради иллюзорного мирового спокойствия, объединения нации ради свободы — все эти темы в «Черном Адаме» есть, причем на их обсуждение уделили достаточно времени. Не подобных мрачных аллюзий на реальность ожидаешь от кинокомикса, но тем ценнее фильм именно как произведение искусства.
Дополнительно интересно, что до самого финала в фильме нет какой-то запредельно злой могущественной силы, как это принято в сюжетах по комиксам. Адам и Общество сражаются против обычных людей. С точки зрения экшена это создает множество красочных сцен, а вот на сценарном уровне «Черный Адам» будто провозглашает, что главное зло потенциально скрывается в сердце самого Адама.
К сожалению, подобная неоднозначность уничтожается в последней четверти фильма. До этого у «Черного Адама» были все шансы стать новым словом в супергероике, которое вместо классических эпичных битв в конце предложило бы по-хорошему тоскливую и печальную бессмысленность происходящего. Но в конце все-таки появляется объективно «злой-презлой злодей» — и в этот момент кино возвращается на рельсы стандартной супергероики без откровений. Что не совсем плохо, учитывая достойно реализованные идеи в основной части сценарии, но подобная смена вектора все-таки идет во вред новаторству повествования.
Зато финальная битва получилась крайне красочной, этого не отнять. «Черный Адам» в целом выглядит впечатляюще именно с точки зрения спецэффектов. Они тут не просто выполнены на отлично, но и регулярно радует с художественной и творческой точки зрения. Особенно когда на экране появляется Доктор Фэйт (Пирс Броснан), каждое заклинание которого — сплошное эстетическое удовольствие.
Совсем во мрачность, как это порой принято у DC, фильм не скатывается. Хватает в нем и искренне смешных моментов, которые при этом грамотно поставлены и не превращаются в откровенный кринж. Последним часто грешат фильмы и особенно сериалы от Marvel. Юмор в «Черном Адаме» построен на неопытности персонажей, оказавшихся в нестандартных для себя обстоятельствах, причем с разных сторон.
И каждый персонаж в фильме кажется важным и нужным, даже если его роль в ключевых событиях не столь велика. Из-за этого местная история сплетается в прочный канат, который вполне может стать новой поддержкой столь шаткой киновселенной DC. На важность фильма для DCEU намекает и сцена после титров, в которой появится один старый и долгожданный знакомый. Так что главные конфронтации еще впереди.