Буквально на днях Энтони Хопкинс получил премию «Оскар» за главную мужскую роль в драме «Отец» (The Father), и от этого события до сих пор очень радостно. Во-первых, сэр Энтони заслужил признание за очередную стоящую роль (к тому же он стал самым возрастным обладателем статуэтки за всю историю существования премии). Во-вторых, новость о награде еще раз привлечет внимание к фильму и, возможно, вдохновит кого-то на просмотр картины – очень важной, неизбежно печальной и, что самое главное, эмоционально близкой для многих истории. Ее с начала мая покажут в столичных кинотеатрах, которые откроются после снятия карантинных ограничений.
Жанр драма
Режиссер Флориан Зеллер
В ролях Энтони Хопкинс (Энтони), Оливия Колман (Энн), Оливия Уильямс (Кэтрин/Энн), Руфус Сьюэлл (Пол), Марк Гэтисс (Билл/Пол), Имоджен Путс (Лора/Люси) и др.
Студии Les Films du Cru, Film4, Orange Studio
Год выпуска 2020 (в Украине 2021)
Сайты IMDb
Энтони Хопкинс играет мужчину, которому на старости лет хочется простого спокойствия в собственной квартире, однако его дочь Энн (в исполнении актрисы Оливии Колман) постоянно нарушает привычный порядок вещей. Она задает странные вопросы, нанимает сиделку, напоминает о таблетках и упрекает отца в несносном поведении. Герою кажется, что его хотят обмануть – в доме появляются незнакомые люди, в комнатах постоянно пропадают вещи, а его самого пытаются сбить с толку, навязывая безумные мысли.
Персонаж Энтони Хопкинса надевает наушники, чтобы послушать арию из оперы Жоржа Бизе. Прекрасно-тоскливая мелодия звучит так напряженно, что заполняет собой все апартаменты, где каждый предмет становится странным и, с течением времени, менее понятным.
Деталям лондонской квартиры, в которой живет герой, в фильме отведена своя важная роль. Камера неоднократно показывает интерьер комнат и коридоров с одних и тех же ракурсов, застывая на некоторое время, чтобы мы успели привыкнуть, а после заметить различия. Уютный кабинет, со вкусом обставленная гостиная, виднеющаяся библиотека и кухня, за которой следует комната с обеденным столом – все кажется таким же. Как вдруг, в какой-то едва уловимый момент, проявляются незначительные перемены: в той же кухне стоит другой гарнитур, на стене не хватает картины, шторы выглядят иначе.
По словам режиссера Флориана Зеллера, для него было крайне важно создать ощущение дезориентации, причем не только сюжетно, но и визуально. Действительно, начиная просмотр, зритель теряет ориентир, ощущая все изнутри, так же, как и герой Хопкинса – старик раздражен и совершенно сбит с толку тем, как он видит хронологию событий своей жизни. Но как только происходящее становится все понятнее и понятнее, мы, осознавая истинную реальность, отдаляемся от персонажа, который остается наедине со своей растерянностью.
Как известно, фильм получил еще одну статуэтку «Оскар» – приз за лучший адаптированный сценарий. Изначально «Отец» был французской пьесой (Le Père), которую перевели на английский и поставили в Британии, где она получила восторженные отзывы критиков. Постановка пользовалась популярностью, ее показывали по всему миру и ей присуждали театральные премии.
У кинематографистов не так часто получаются достойные адаптации театральной драматургии, порой для полнометражных фильмов не хватает действия или же нужных драматических акцентов, которые вытесняются изобилием киношных декораций или, что бывает еще хуже, добавлением спецэффектов. С «Отцом» все как раз совсем иначе, возможно, из-за того, что автор пьесы лично выступил режиссером картины. Для Флориана Зеллера это дебют в полнометражном кино, поэтому его театральный взгляд на детали помог воссоздать реалистичную обстановку (с приятной и очень эстетической операторской работой), в которой не потерялись важные эмоции.
Что интересно, еще задолго до экранизации, когда Флориан Зеллер находился в процессе написания пьесы, в роли главного героя он представлял Энтони Хопкинса. Годы спустя Зеллер отправил сценарий актеру и, к счастью, тот согласился на съемки.
Игра Хопкинса настолько пронзительна, что она откликается ассоциацией с близкими людьми. В «Отце» каждое движение героя, отрицание и проблеск его обаяния покажутся очень знакомыми – в персонаже актера многие узнают родителя, который с возрастом становится все более беспомощным, рассеянным и упрямым. Именно поэтому фильм неизбежно разобьет сердце, но это не значит, что его нужно избегать.
Возможно, «Отец» станет воплощением страхов, о которых не хочется думать, но которые однажды придется принять, чтобы твердо помнить о том, что так часто ускользает в быту. Терпение и любовь, которые проявляются в незначительных мелочах.
После церемонии «Оскар» в западной прессе появились статьи о том, что победа сэра Энтони стала «шокирующим поражением Чедвика Боузмана», но такие заявления совершенно несправедливы. Хопкинс помог рассказать и прочувствовать историю, которая откликнется в сердцах людей по всему миру. И актер сделал это во всей душой, заслужив награду.