Украинские волонтеры разработали и собрали «гибридный» беспилотник, способный держаться в воздухе несколько часов, покрывать расстояние в сотни километров и брать на борт десятки килограмм груза. О проекте рассказал волонтер и один из организаторов движения Армия-SOS Юрий Касьянов (1, 2). Беспилотник уже прошел первые тестовые испытания, которые подтвердили правильность инженерных расчетов и заявленные тактико-технические характеристики.
Данный аппарат может использоваться в военных целях, как носитель управляемых и неуправляемых ракет, дистанционно управляемых пулеметных огневых точек, радиолокационных станций, систем радиоэлектронной борьбы. Также его можно использовать для ретрансляции сигналов, разминирования местности, доставки боекомплекта, а в перспективе — и для эвакуации раненных и переброски бойцов сил специальных операций.
Гражданское применение данного беспилотника тоже весьма разнообразно, это и сельское хозяйство (обработка полей химикатами, наблюдение), пожарная служба (тушение сложных и высотных пожаров), патрулирование, доставка медикаментов в труднодоступные места, доставка посылок, грузов, высотные монтажные работы (мониторинга ЛЭП, мостов, башен) и т.д.
Аппарат построен на комбинированной двигательной установке, что и позволяет ему достичь столь высоких показателей по сравнению с электрическими квадрокоптерами, которые летают не так долго (20-40 минут) и далеко (5-20 км). Работа над аппаратом началась 1 июня 2016 года силами волонтеров ОКБ «Матрица технологий» Matrix-UAV. Были построены малые прототипы, разработана принципиальная схема, подобрано оборудование, изготовлены детали. Спонсором проекта выступил неназванный украинский меценат, поэтому средства, которые собираются на текущие волонтерские проекты, на этот проект не тратились.
Разработка аппарата уже обошлась в 65 тысяч долларов. Для завершения работ, проведения всего цикла испытаний, и подготовки производственной оснастки надо еще не менее 200 тысяч и не менее 8 месяцев времени. Аппарат не содержит «дешевых китайских деталей», используется авиационное оборудование мирового класса, которое, в частности, применяет NASA в своих конструкциях. Именно поэтому себестоимость аппарата достаточно высока, он обходится в производстве по цене дорогого автомобиля, но разработчики считают, что его уникальные лётные характеристики эту стоимость оправдывают.
Уже первая версия является уникальным по характеристикам беспилотным аппаратом, который не имеет аналогов в мире, и соответствует — по технологичности изготовления, применяемым деталям и компонентам — высоким мировым стандартам. Однако на данный момент в разработке находится новая более совершенная версией с большей грузоподъемностью. Разработчики не собираются продавать эту технологию, тем более за границу, но готовы перевести ее разработку на «коммерческие рельсы», если это понадобится для дальнейшего развития проекта: достройки, доводки аппарата, создания серийного производства.
Разработчики не хотят предоставлять публично детальные фотографии аппарата и озвучивать его точные технические характеристики, чтобы не передать критически важные сведения не в те руки.