четверг, 1 сентября 2016 г.

Как Илон Маск использует Tesla и SolarCity, чтобы разрушить нефтяную монополию

Как Илон Маск использует Tesla и SolarCity, чтобы разрушить нефтяную монополию

Нынешнее лето стало самым жарким за всю историю человечества и по прогнозам учёных график температур продолжит меняться в сторону повышения. На фоне таких новостей вдвойне приятней узнать о том, что Илон Маск (Elon Musk) приступил к осуществлению своего грандиозного плана по преобразованию энергетического бизнеса, и теперь у Исландии есть все шансы не стать, в конце концов, новой Ямайкой в результате глобального потепления.

Один из первых шагов плана Маска предполагает слияние Tesla, его собственного бизнеса по производству электромобилей, с компанией SolarCity, производящей солнечные панели и принадлежащей Питеру и Линдону Райвам (Peter Rive & Lyndon Rive), его кузенам.

ap_solarcity_event

Сделка, анонсированная в августе, тут же обросла многочисленными слухами и прогнозами недальновидных аналитиков с Уолл-Стрит, стонущих, что обе компании теряют деньги, и слияние не поможет. Такие сомнения по поводу действий Маска, можно сравнить с претензией к братьям Райт, к примеру, зачем они в 1899 году возились над моделью собственного велосипеда, дошедшего до наших дней практически без изменений и ставшего частью первого в мире самолёта.

Энергетическое будущее

На самом деле на карту поставлено намного больше, чем просто будущее компании или цен на акции. С точки зрения Маска приближается новое энергетическое будущее и неустанно растёт количество инвесторов и предпринимателей, желающих принять в этом участие. Через одно-два десятилетия большинство домов и зданий будут оборудованы дешёвыми и суперэффективными солнечными батареями на крышах домов и мощными аккумуляторами в подвалах или гаражах. Батареи будут накапливать энергию, вырабатываемую, когда светит солнце, и потреблять, когда его нет. Каждое из этих зданий будет подключено к двусторонней линии электропередач, которая позволит всем желающим продавать излишки электроэнергии или покупать необходимое количество на какой-нибудь торговой площадке вроде eBay.

Большинство автомобилей будут электрическими, и потребуется меньшее количество персонала, поскольку электрические, подключённые к системе самоуправляемого вождения автомобили, будут работать на Uber в тот момент, когда владельцы их не используют, а это 90% общего времени. Таким образом, транспорт по вызову будет доступен практически повсюду. Солнечные панели и аккумуляторы будут заряжать ваш электромобиль, ваш дом станет автономным источником экологически чистой электроэнергии для вас и ваших близких. Вам больше не понадобится покупать электричество, произведённое на удалённых угольных ТЭС, или жить на привязи у заправочной станции.

Электроэнергетика станет прямым поставщиком услуг последней инстанции (потребителю), как например, почтовая служба или телефонная компания фиксированной связи. Некоторые люди всё ещё будут ездить на автомобилях с газобаллонным оборудованием, но этот вид транспорта будет восприниматься обществом негативно, примерно, как старая кляча, оставляющая за собой кучи экскрементов, ковыляя по 5-й авеню в Нью-Йорке (одна из самых известных, респектабельных и дорогих улиц в мире). Газовые автомобили станут менее удобными, так как газовые заправки исчезнут или перепрофилируются в зарядные станции для электромобилей.

Нефть по-прежнему останется востребованной, но лишь для некоторых отраслей, таких как производство пластика и реактивного топлива, например. Вследствие развития возможностей виртуальной реальности необходимость в деловых поездках, возможно, отпадёт, значительно сократится потребность в услугах авиакомпаний. С падением спроса снизятся и цены на нефть, бурение новых скважин станет убыточным бизнесом. Вскоре количество углерода в воздухе, который ранее изрыгали наши транспортные средства, должно радикально сократиться.

Выглядит надуманным и слишком утопичным? Все актуальные тренды указывают на такой исход, вероятно, даже раньше, чем вы предполагаете.

Развитие технологий солнечных панелей на крышах домов определяется траекторией, аналогичной закону Мура, согласно которому, компьютеры становятся в два раза мощнее за ту же цену каждые 18 месяцев на протяжении нескольких десятилетий. Стоимость солнечных батарей, начиная с 1980-х годов, упала на 95%, в то время как КПД стремительно растёт. Благодаря современным технологиям, солнечные батареи, занимающие всего 0,6% суши, могут вырабатывать электричество, необходимое для всей территории США.

Между тем, когда Tesla представила свой первый спорткар 8 лет назад, полностью электрический автомобиль казался целью, недостижимой более чем удобные женские туфли на высокой шпильке. Но когда Тесла начала в марте приём предзаказов на седан Model 3, на него подписались 1,5 миллиона покупателей в течение первой недели. Теперь же, как подтверждает генеральный директор компании General Motors Мэри Барра (Mary Barra), почти каждая крупная автомобилестроительная компания делает ставку на парк электрических автотранспортных средств.

Домашние аккумуляторы для жизнеобеспечения станут в высшей степени важными, давая основательный фундамент для дальнейшего развития. Маск планирует вложить в открытие Tesla Gigafactory в Неваде 5 миллиардов долларов, и впервые батареи гигантской ёмкости для автомобилей и домашнего пользования будут производиться в огромных масштабах. При этом в Tesla отмечают, что стоимость аккумулятора должна снизиться не менее чем на 70 процентов.

И вот здесь Илон Маск и его «Генеральный план, часть вторая» начинают действовать. Маск писал об этом ещё в июле, отметив, что производство как никогда востребованных электромобилей никогда не было конечной целью Tesla (хотя Tesla и представила один из наиболее динамичных серийных автомобилей в мире). Компания создала модель актуального модного электромобиля, как отправную точку для прекращения нефтяной зависимости. «Смысл всего этого в том, чтобы ускорить пришествие устойчивой (экологически чистой) энергетики, так что мы сможем заглянуть в далекое будущее и увидеть, что жизнь по-прежнему прекрасна», — спрогнозировал Маск.

Автомобили Tesla станут частью устойчивой энергетической системы: солнечные панели, батареи, общее программное обеспечение для управления устройствами и ведения дел по сети. «Одно общее устройство управления, один контракт на обслуживание, одно приложение для телефона», — продолжил представлять Маск.

Еще одним фактором изменения станет превращение односторонних электросетей в сети двустороннего обмена. Некоторые стартапы, такие как Gridco Systems и Varentec уже разрабатывают подобную технологию. Чем больше людей устанавливают солнечные батареи, растёт спрос на традиционные электростанции, тем быстрее будет сокращаться промышленное производство электроэнергии. Велика вероятность, что коммунальные платежи будут принимать утилиты «интеллектуальных электросетей», таких, как, например, кабельное телевидение, перенастроенное с одностороннего вещания на линии с двухсторонними широкополосными системами, такими же революционными, каким стал интернет в 1990-е годы.

Маск указывает путь

Илон Маск считает, что для создания такой полноценной системы, сделка с SolarCity имеет смысл, даже если другие выступают против неё. Основанная в 2006 г., SolarCity является крупнейшей компанией по производству солнечных батарей в США. Она растёт как на дрожжах в течение многих лет, и к 2015 г. рост её клиентской базы составил 12000 потребителей в месяц, а стоимость превысила 6 миллиардов долларов. Сейчас дела у SolarCity идут хуже, по информации Bloomberg, потери в последнем квартале, возможно, составили 200 миллионов долларов. Но этот дефицит имеет мало общего с солнечными технологиями, проблема кроется в заполитизированных решениях госрегулирования. Например, в начале этого года, правительство Невады защитило коммунальные предприятия путем установления правил, согласно которым производство солнечной электроэнергии стало невыгодным вариантом для домовладельцев. Рынок иссяк, SolarCity сократила штат и уволила 550 человек, а её прибыль пострадала.

Илон Маск извлёк для себя важный урок за годы существования Tesla: он не должен менять всё сам — ему достаточно просто указать путь другим. У Маска нет необходимости уничтожать конкурентов-автомобилестроителей. Его роль в том, чтобы вклиниться в их ряды, заставить увидеть в электромобилях омолаживающий отрасль продукт — и вынудить шевелиться и догонять Tesla, пока та не пронеслась мимо на реактивной скорости. Результат: весь автопром совершенствуется.

Что же касается скептиков. Разве вы не видите,— особенно вы, псевдо аналитики с Уолл-Стрит, — что он делает сейчас то же самое с энергетическими ресурсами? Это, конечно, здорово, что политики подписывают договора об изменении климата, но энергетическая революция произойдет благодаря не бюрократам, а предпринимателям и новым технологиям. На данный момент, Элон Маск  единственный, кто смог набраться наглости указать нам путь. Это смысл его жизни. Хочется верить, что это сработает. Наблюдать за прогрессом со стороны – не самое верное решение.

Источник: Newsweek

Let's block ads! (Why?)