В период с 1918 по 2016 г. были выпущены около 200 фильмов про Тарзана. Казалось бы, сделать что-то новое на этом попроще уже невозможно, но Дэвиду Йейтсу, режиссеру The Legend of Tarzan, похоже, удалось найти тему, до сих пор игнорируемую создателями приключенческих фильмов о короле обезьян.
Жанр приключения
Режиссер Дэвид Йейтс
В ролях Александр Скарсгорд (лорд Грейсток Джон Клейтон III / Тарзан), Марго Робби (Джейн Портер), Кристоф Вальц (капитан Леон Ром), Сэмюэл Л. Джексон (Джордж Вашингтон Уильямс), Джимон Хонсу (вождь Мбонга), Джон Хёрт (профессор Архимед Портер), Каспер Крамп (капитан Керчовер), Джим Бродбент (премьер министр), Рори Джей Сапер (юный Тарзан), Элла Пернелл (юная Джейн Портер) и др.
Компании Village Roadshow Pictures, Warner Bros. Pictures
Год 2016
Официальный сайт, IMDb, КиноПоиск
В плане предыстории усыновления маленького Джона Клейтона семейством больших обезьян The Legend of Tarzan практически слово в слово повторяет фильм 1984 г. Greystoke: The Legend of Tarzan, Lord of the Apes с Кристофером Ламбертом и Энди МакДауэлл. Вот только, в отличие от лорда Грейстока из старого фильма, герой новой картины отлично вписался в британское общество и не планировал возвращаться к своей африканской жизни, если бы не просьба специального посланца президента США, уговорившего его принять приглашение короля Леопольда II и посетить его владения в Африке.
И вот тут проявляется главное отличие новой The Legend of Tarzan от других фильмов про Тарзана. Теперь это уже не абстрактные приключения человека, воспитанного обезьянами, в какой-то африканской стране. Это попытка поговорить об одном из самых страшных преступлений европейцев на африканском континенте – геноциде местного населения в Свободном государстве Конго, личной вотчине бельгийского короля Леопольда II.
Леопольд II почитается бельгийцами как один из самых прогрессивных монархов в истории страны. Меценат, спонсировавший из личных средств строительство музеев, галерей, создание общественных парков. Либерал, пытавшийся отделить церковь от системы образования, закрепивший в стране всеобщее избирательное право и право на профсоюзную деятельность, запретивший детский труд. Делец и диктатор, при котором в Конго был создан настоящий концлагерь размером со страну и истреблена половина населения – около 10 млн. человек.
События The Legend of Tarzan происходят в 1890 г., через 5 лет после признания Леопольда II сувереном захваченной им на африканском континенте территории. Король отправляет в Конго своего доверенного, капитана Леона Рома. Его задача – создать «Общественные силы», армию наемников, которая будет контролировать эксплуатацию местного населения. Специальный же посланник президента США Джордж Вашингтон Уильямс пытается найти в Конго доказательства преступной деятельности короля и его наместников.
И Леон Ром, и Джордж Вашингтон Уильямс – реальные исторические персоны. Леон Ром был на протяжении многих лет командующим «Общественными силами» и прославился своей чрезмерной жестокостью по отношению к местному населению. Конголезцев при нем убивали за малейшую провинность. Кроме того, он известен тем, что держал в своей резиденции висельницу, а на цветочной клумбе – головы убитых африканцев. Джордж Вашингтон Уильямс – первый, кто решился поднять свой голос в защиту жителей Свободного государства Конго, обратившись после поездки в эту страну с открытым письмом к королю Леопольду II и привлекший внимание европейской общественности к геноциду конголезцев.
Но вернемся к фильму. Несмотря на поднятые проблемы, это все-таки в первую очередь приключенческая картина, к тому же с достаточно мягким возрастным рейтингом PG-13, да и тот здесь скорей из-за чувственных сцен с участием Тарзана и Джейн. Это несоответствие на самом деле немного смущает. Авторы вроде бы и подняли очень важную тему, но побоялись говорить о ней всю правду, задев лишь по касательной.
Если же рассматривать The Legend of Tarzan как чисто приключенческий фильм, то у него есть все, чтобы увлечь зрителя: красивые африканские пейзажи, сильные персонажи в исполнении хороших актеров, яркие action-сцены.
Интересно, что съемка на натуре в Африке проходила без участия актеров, что положительно сказалось на бюджете и позволило ускорить процесс. Все сцены с живыми артистами были сняты в Британии. При этом, в отличие от тех же The Jungle Book и Alice Through the Looking Glass, персонажи, особенно животные, не выглядят здесь пластмассовыми механическими куклами, передвигающимися на веревочках. Они вполне естественны, отлично вписаны в окружение и хорошо взаимодействуют с живыми актерами. В первую очередь это касается приматов.
Придраться к action-сценам тоже нельзя. И сражение Тарзана с альфа-самцом обезьян, и с вождем Мбонга хорошо поставлены и не выглядят фальшиво. А уж финальная сцена в порту Бома так и вовсе эпична, с какой стороны ни посмотри. Ну разве что за тем исключением, что реальная Бома стоит в 80 км вверх по реке, а не на берегу океана.
Актерский ансамбль The Legend of Tarzan может похвастаться парой громких имен. Кристоф Вальц, как всегда, великолепен в роли злодея. Его капитан Леон Ром, несмотря на свою внешнюю цивилизованность и безукоризненный даже в джунглях костюм, получился впечатляющим мерзавцем. Сэмюэлю Л. Джексону, кажется, даже не пришлось перестраиваться после The Hateful Eight: его Джордж Вашингтон Уильямс принадлежит к той же эпохе и к тому же типу людей, что и майор Маркиз Уоррен из фильма Тарантино.
Впрочем, в первую очередь нас интересуют исполнители главных ролей. У Марго Робби получилась просто потрясающая Джейн Портер – чувственная, но в то же время сильная женщина, острая на язык, умеющая самостоятельно принимать решения, постоять за себя. Да, возможно, это женский типаж уже XX столетия, но и в конце XIX века хватало женщин, не боявшихся брать на себя ответственность за собственную жизнь. Буквально через месяц мы увидим Марго Робби в еще одной интересной роли – Харли Квинн в Suicide Squad.
Что же до Александра Скарсгорда, старшего из восьми детей известного актера Стеллана Скарсгорда, то, хотя ему и не хватает эмоциональности в некоторых сценах фильма, со своей работой он справляется, как в боевых эпизодах, так и в романтических. Другое дело, что его образ в целом прописан не очень четко и его бросает из крайности в крайность, но это скорей проблема сценаристов. По крайней мере, Скарсгорд заслуживает уважения за шесть месяцев напряженных тренировок, позволивших ему набрать необходимую для съемок форму.
Я смотрел фильм в новом зале 4DX в «Планета кино», о котором мы уже рассказывали. Скажем прямо, неоднозначный опыт. Конечно, когда во время стрельбы из пулемета вокруг тебя натурально свистят пули, а во время дождя в джунглях сверху капают капли – это очень способствует погружению в происходящее на экране. Но, скажем, на спокойных романтических сценах, когда кресла начинают наклоняться и покачиваться, меня чудом не укачало. А во время action-сцен, особенно драк, думаешь не о том, что происходит на экране, а как бы удержаться в кресле. Одним словом, необычно, но решить, подходит это вам или нет, можете только вы сами. В любом случае, The Legend of Tarzan отлично подходит для тестирования 4DX.
The Legend of Tarzan – отличный приключенческий фильм, красивый, динамичный, захватывающий. И хотя его исторический потенциал оказался востребован лишь в небольшой мере, даже такое упоминание о событиях в Свободном государстве Конго в конце XIX – начале XX века очень важно.
P.S. К сожалению, несмотря на положенный по жанру хэппи-энд, в реальности после событий 1890 г. геноцид в Конго продолжался еще целых 20 лет.