После неоднозначно встреченного критиками и зрителями, но по-своему неплохого The Bourne Legacy, владельцы франшизы решили вернуть в игру Мэтта Деймона и Пола Гринграсса, режиссера самых удачных (второго и третьего) фильмов про супершпиона Джейсона Борна. Недолго думая, новую картину назвали Jason Bourne.
Жанр шпионский боевик
Режиссер Пол Гринграсс
В ролях Мэтт Деймон (Джейсон Борн), Джулия Стайлз (Ники Парсонс), Алисия Викандер (Хизер Ли), Томми Ли Джонс (директор ЦРУ Роберт Дьюи), Венсан Кассель (Ассет), Риз Ахмед (Аарон Каллюр), Ато Эссандо (Крэйг Джефферс), Скотт Шеперд (Эдвин Рассел) и др.
Компании The Kennedy/Marshall Company, Universal Pictures
Год 2016
IMDb, КиноПоиск
Вышедший в 2002 г. The Bourne Identity был во многом традиционным шпионским фильмом 90-х годов XX века, а вот уже вторая картина, The Bourne Supremacy задала вектор, в котором развиваются все шпионские боевики XXI столетия: искусственно зажатая цветовая гамма, упор на жестокие натуралистичные драки, использование рваного монтажа и ручной камеры. В четвертом фильме, The Bourne Legacy, от стилистики предыдущих картин решили слегка отойти. Возвращение же в режиссерское кресло Пола Гринграсса должно было вернуть серию в привычное русло. Та же цель ставилась и перед Мэттом Деймоном. Проблема в том, что творческий дуэт не просто вернул франшизу во времена The Bourne Supremacy, Гринграсс снял фильм практически ничем, на уровне смешения, не отличающийся от второй и третьей частей. Такое впечатление, что серия ходит по кругу и водит за собой зрителей.
Джейсон Борн отчаялся найти всю правду о самом себе и своем прошлом, он прячется от ЦРУ и не хочет новой войны. Но наша старая знакомая Ники Парсонс вынуждает его снова бросить вызов разведывательному управлению. В этот раз противниками Борна выступают директор ЦРУ Роберт Дьюи (Томми Ли Джонс) и начальник отдела кибербезопасности Хизер Ли (Алисия Викандер). Думаю, вы догадываетесь, кто выйдет победителем в этом противостоянии.
На самом деле все это мы уже видели. Борн скрывается в глуши и не хочет покидать свою раковину. ЦРУ боится, что он может использовать свои знания против них. В итоге задетый, ищущий правды и мести Борн сметает все на своем пути. Он как всегда просчитывает ходы своих противников на три шага вперед, действуя у них под носом. Ловко управляется с любым оружием и может убить любым попавшим ему под руку предметом. Зато на службе ЦРУ теперь высокие технологии, которые традиционно в шпионских боевиках выглядят предельно глупо и нереалистично.
Ручная камера и рваный монтаж снова востребованы. И, кажется, в этот раз Гринграсс переплюнул самого себя: некоторые сцены способны вызвать головокружение даже у пилота истребителя. Следить за происходящим на экране не просто сложно, порой вообще нереально. Апофеоза манера Гринграсса достигает в традиционной финальной погоне. Такое впечатление, что зрителям выдали пазл на тысячу кусочков, собирать который они должны сами. Вот крупный план крыла полицейской машины, вот палец Борна, вот отлетевшее зеркало, мигающий светофор, бампер, напряженные глаза, разлетающиеся во все стороны автомобили. Общая картина никак не складывается – это просто набор почти несвязанных кадров.
В остальном же Jason Bourne – это набор шаблонов и заготовок из предыдущих частей фильма: пытающийся скрыть собственные не слишком честные делишки директор ЦРУ, амбициозная и напористая молодая руководительница киберотдела, агент-враг, затаивший обиду на Борна, еще один крохотный фрагмент мозаики из прошлого Борна. Если раскрытие всей подноготной проекта Treadstone будет идти таким темпом, авторам хватит работы до 2050 г.
Еще одна большая проблема фильма – хронометраж. Причем первая часть фильма, которую можно было бы легко упаковать в десять минут, зачем-то растянута на пятьдесят минут.
Да и игра актеров, если честно, не зажигает. Мэтт Деймон вернулся к старой роли так, будто никуда и не уходил. Это все тот же Борн, никакого развития персонажа со времен второй части мы не видим. Герой топчется на месте, а вместе с ним вынужден топтаться и Мэтт Деймон. Томми Ли Джонс просто играет Томми Ли Джонса. Кажется, его образ уже закостенел, и в последнее время он даже не пытается как-то его изменить. Алисия Викандер в роли интеллектуальной стервы Хизер Ли почти безэмоциональна, ее девушка-робот Ава из Ex Machina была, кажется, более человечна. Единственный во всем фильме, кто выражает хоть какие-то чувства – это Венсан Кассель. И пусть это лишь ненависть, уже что-то.
Jason Bourne действительно возвращает серию борновских фильмов к истокам — вместо того чтобы развивать историю и персонажа дальше, как это делают те же Кристофер МакКуорри и Том Круз в Mission: Impossible – Rogue Nation. Боюсь, это не совсем тот Борн, возвращения которого мы так долго ждали.