суббота, 2 июля 2016 г.

Dreamfall Chapters: сага о двух мирах

Dreamfall Chapters: сага о двух мирах

Почти семнадцать лет назад, в конце 1999-го года, норвежская компания Funcom удивила поклонников адвенчур одной из самых памятных игр за всю историю жанра: The Longest Journey. История девушки по имени Эйприл Райан оказалась воистину эпической, охватив судьбу многих примечательных персонажей и двух противоположных по своей сути миров: Старка – нашей реальности, где царит наука, – и Аркадии, сказочной земли волшебства, существующей где-то в параллельном измерении. Очень немногие могут, подобно героине той первой игры, перемещаться из одной реальности в другую, – а потому на их плечи и взваливаются все заботы о сохранении баланса между двумя мирами, включая избавление таковых от всяческих неприятностей. Вышедшее в 2006 году продолжение, Dreamfall, было уже игрой немного другого плана, сразу с тремя героями и с не совсем квестовым геймплеем, – но и оно пришлось по сердцу игрокам со всего мира, которым пришлось ждать ещё десять лет, прежде чем сага наконец-то получила своё законное завершение.

Red Thread Games – так называется новая компания основного автора The Longest Journey и Dreamfall Рагнара Торнквиста, лицензировавшего права у Funcom и успевшего попасть на волну популярности Kickstarter, заполучив в начале 2013-го полтора миллиона долларов от преданных поклонников Эйприл Райан и героини Dreamfall Зои Кастильо. После некоторых раздумий было решено выпускать игру в виде эпизодов, что и происходило в течение довольно длительного времени – первая часть вышла в октябре 2014-го года, а завершилась вся эта история с появлением пятой серии в июне 2016-го. Кстати, не удивляйтесь: несмотря на название, Dreamfall Chapters делятся на пять книг, а те уже, в свою очередь, – на тринадцать глав сплошной нумерации, вкупе с прологом, эпилогом и четырьмя интерлюдиями.

Причём даже тем, кто знакомился с первыми «книгами» по мере их выхода, вполне стоит перечитать их повторно: к появлению финальной серии самая первая была основательно обновлена – однако, как это ни странно, в основном в направлении сокращения, дабы завязка не казалась чересчур уж затянутой на фоне более динамичных и содержательных последующих глав. Кроме того, в перерыве между третьей и четвёртой частями игра была переведена с движка Unity 4 на более прогрессивный Unity 5.2 – прежде всего, в подготовке к релизу на PS4 (чем и объясняется столь растянувшийся во времени период появления на свет Dreamfall Chapters). Как уже рассказывалось на нашем сайте, такая трансформация обошлась в лишних 150 тыс. долларов, но позволила повысить счётчик FPS, хотя новая картинка не всем покажется более привлекательной.

Впрочем, игры Рагнара Торнквиста привлекают прежде всего не графикой, а сюжетом – а таковой здесь ожидаемо эпичен. Знакомство с предыдущими двумя играми практически обязательно: несмотря на присутствие в меню новинки пункта «Story recap», охватывает это краткое резюме только вторую игру, Dreamfall, и то далеко не полностью, оставляя без упоминаний многие ответвления традиционно запутанной сюжетной линии и многих второстепенных персонажей, встречи с которыми в новой игре способны основательно впечатлить. А потому кратко напомним хотя бы самые азы истории «Бесконечного путешествия». Наш мир, Старк, – это Земля начала XXIII века: общество со всеми чертами технофутуризма, но также и власти транснациональных корпораций, разгула преступности и прочих милых особенностей мрачновато-урбанистической сциентистской антиутопии. Волшебная Аркадия до недавнего времени служила светлым антиподом привычной нам реальности – с её средневековыми городками, нетронутой природой и многочисленными нечеловеческими видами разумных (и чаще всего магических) существ.

Идиллия эта начала разрушаться уже во второй игре цикла: в Аркадии обнаружилась некая могущественная южная империя, ко времени Dreamfall Chapters уже полностью завоевавшая мирные северные земли железом и кровью (кто сказал «Нильфгаард»? Нет, это Азади) – и взявшая себе за цель истребить всю магию и всё многообразие, насадив взамен железную дисциплину, культ единой богини и зачатки механистической науки. В свою очередь, в Старке, вскоре после событий The Longest Journey и даже в некоторой мере вследствие таковых, умудрился произойти какой-то «коллапс», приведший к частичной деградации имеющихся технологий – и к появлению на улицах мегалополисов тяжело вооружённых спецназовцев, слишком уж напоминающих бдительных азадийских стражников.

Впрочем, помимо Старка и Аркадии, имеется и своего рода «промежуток» – туманный мир, в который можно попасть лишь во сне, – включая сон искусственный, активируемый при помощи «дримера», устройства, выяснению зловредности которого была посвящена вторая игра цикла, – или же банально заблудившись в своих внекорпоральных странствиях. Именно здесь и начинается действие Dreamfall Chapters, разворачивающееся через год после второй игры и через 11 лет после первой. На дворе уже 2220-й, и судьбы наших героинь незавидны: Эйприл Райан таки погибла, а Зоя Кастильо всё ещё в коме. Хотя, как минимум, половину игры мы проведём в компании именно с Зоей – в третьей игре у нас по-прежнему три основных героя.

Точнее сказать, два с половиной. Помимо чёрноволосой девушки из Касабланки, способной перемещаться между мирами при помощи снов, так что и кома – не помеха, вернётся к нам и Киан: некогда высокопоставленный воин Азади, вследствие встречи с Эйприл переживший смену мировоззрения, он начинает свой новый путь в Dreamfall Chapters в камере смертников… Третий же и наиболее загадочный персонаж – девушка по имени Сага, с которой мы встречаемся в интерлюдиях и которая обитает в «домике между мирами», составляющем одну из достигнутых в краудфандинговой кампании дополнительных целей. Наблюдая фрагменты жизни Саги от младенчества до самого престарелого возраста, мы лишний раз удивляемся её неожиданным встречам с другими нашими героями – и традиционно ломаем голову на тем, каким образом связаны между собою все эти ветвящиеся и переплетающиеся сюжетные линии.

Однако, если фабулу своего сюжета Рагнар Торнквист закрутил довольно-таки лихо, как он это всегда умел и умеет, – так что помимо множества новых вопросов мы получим даже и некоторые ответы на старые, ещё 17-летней давности, – то способ подачи всей этой истории оставляет по себе не такое однозначно благоприятное впечатление. Собственно геймплея здесь не так уж и много, сравнительно с многочисленными диалогами и монологами, которые, вкупе с внутриигровыми роликами и неинтерактивными сценками на движке, мы и будем слушать и созерцать едва ли не половину всего времени, проводимого за изучением новой истории Аркадии и Старка.

Игровой процесс, которым заполнены промежутки между сценками, особо увлекательным и даже классически-квестовым назвать сложно: инвентарь у нас пусть и присутствует, но вместительностью не отличается и значительной роли не играет, хотя разбирать и комбинировать предметы временами придётся. В основном же мы бегаем от объекта к объекту и от персонажа к персонажу, банально собирая некоторые предметы (задачки типа «найди в доме девять рисунков» пусть и даются маленькой девочке, но слишком уж отдают каузальными играми), а то и борясь с аркадными вставками (к счастью для поклонников мирных адвенчур, особой сложностью они всё же не отличаются). Центральное место занимают всё же загадки на правильный выбор реплик в диалогах – Dreamfall Chapters насыщены «сюжетными выборами» в стиле сериалов от Telltale: после каждого более или менее важного события на экране отображается значок «баланс сместился», а в конце главы нам услужливо перечисляют все совершённые нами ключевые поступки, предупреждая, что всё это обернётся последствиями в дальнейших сериях, и заодно приводя процентный показатель того, какая именно доля всех игроков поступила аналогичным образом. Все ветки и все сделанные выборы формально сказываются в пятой «книге», две главы (и одна, четвёртая интерлюдия) которой – не говоря о совсем уже неинтерактивном эпилоге – оказываются скорее долгой пробежкой по воспоминаниям, связывающим воедино многие концы изо всех трёх игр. Увы, по большому счёту, ощутимых последствий от действий игрока почти что не наблюдается: наиболее заметным оказывается разве что способность пары-тройки второстепенных персонажей дожить до финала (а расправляются авторы со своими героями безжалостно и бесповоротно).

Не самые увлекательные по адвенчурным меркам загадки усугубляются не самым удобным интерфейсом. Разумеется, игра полностью трёхмерна, и ни от какого point-and-click нет и следа; вид здесь от третьего лица с прямым управлением персонажем, с незначительным приближением/отдалением камеры от протагониста посредством колёсика и с осмотром при помощи мыши. Именно при последнем действии мы должны будем «ловить» объективом камеры активные точки, что не всегда удаётся с первого раза. Обозначаются таковые иконкой глаза, в случае если нам доступен только их осмотр, – или же значком шестерёнки, который при нажатии левой кнопки распадается на круг опций от осмотра до разговора или использования, а то и до применения некоторых особых способностей Зои, которые приятно разнообразят нудноватый геймплей, но, к сожалению, доступны очень уж редко – только в самом начале и ближе к концу игры. Дополняют интерфейс казуально выглядящий перечень текущих задач (клавиша «G»), доступный при игре за Зою дневник с некоторыми разъяснениями и комментариями («J») и упоминавшийся уже инвентарь («Tab»).

Несмотря на прогрессивный движок, который по мере выхода новых «книг» и обновления старых наконец-то научился не вылетать в систему и держать показатель FPS на приемлемом уровне, выглядит игра всё же не самым живописным образом – хотя бы потому, что действие большей её части почему-то разворачивается исключительно ночью. Тёмные и мрачноватые казематы азадийской темницы, тёмный и мрачноватый мир снов, тёмный и мрачноватый город будущего… Только во второй половине игры мы наконец-то увидим волшебную Маркурию (город в мире Аркадии) днём – во всей её цветастой пестроте и великолепии. Хотя понять это решение авторов, в принципе, можно. Ведь Европолис, город Старка, где мы проведём львиную долю приключений за Зою Кастильо, – а точнее, район Праги с оптимистичным для славянского уха названием «Пропаст», – место мрачноватое по определению: там никогда не бывает солнца и всё время идёт дождь (которого мы, впрочем, почти не увидим). Добавляет сумрачных чувств и не самая удачная реализация перемещения героев по Пропасти и по Маркурии – несмотря на то что стационарные карты для помощи туристам и местным жителям расставлены на каждом шагу, ориентироваться по ним не очень удобно. Особенно со второй «книги», когда бойцы-спецназовцы начинают заграждать и без того узкие и запутанные проходы, – что помешало разработчикам дать нам в инвентарь карту с обозначением текущего местоположения персонажа, непонятно.

Разумеется, говорить в обзоре игры о всех перипетиях её сюжета было бы решительным спойлером, ведь рассказываемая нам история – это самое лучшее, что есть в Dreamfall Chapters. Но вот что определённо может вызывать если и недовольство, то сомнения – так это нагромождение новомодной политкорректности – и даже просто политики. В этом случае никакого выбора у нас уже точно не будет: от участия в предвыборной агитации на стороне определённой партии не отвертеться, причём идеи неолиберализма априори подаются как правильные, в то время как слова «гуманизм» и «семейные ценности» звучат лишь из уст отпетых «расистов и сексистов». Коррупция, царящая в местных политических кругах, вряд ли поразит жителей нашей страны; а темы геноцида и концлагерей с опытами над «низшими расами» – определённо не то, что ожидаешь (и хочешь) увидеть в волшебной Аркадии. Зато будет здесь и совсем уже чрезмерное обилие английских матерных выражений, и не к месту вставленные упоминания однополой любви, также не выглядящие особо уж необходимыми и оправданными логикой развёртывания сюжета.

При этом игра по нынешним меркам довольно длинна: примерно по 5 часов прохождения на каждую книгу. Кроме того, есть надежда, что некоторые оставленные в итоге без внимания персонажи и особо заковыристые повороты сюжетных линий могут найти своё отражение в готовящемся в неопределенном будущем издании The Complete Edition, а то и в ещё одной планировавшейся ранее игре цикла, The Longest Journey Home. Правда, судьба этого проекта, по последним признаниям Рагнара Торнквиста, в настоящее время находится под большим вопросом, так что Dreamfall Chapters вполне можно воспринимать как эпическое завершение эпической истории – при всех своих пусть и многочисленных, но сравнительно мелких недостатках, рекомендуемое поклонникам Эйприл и Зои и любителям жанра приключенческих игр в целом.

3.5

Оценка ITC.UA

Плюсы: Длинная и запутанная сюжетная линия, дающая ответы на многие накопившиеся вопросы; интересные и разнообразные персонажи

Минусы: Минимум геймплея и максимум политкорректности; не самый удобный интерфейс

Вывод: Для знатоков цикла – долгожданное его завершение. Всем остальным стоит сначала открыть для себя The Longest Journey

MSI рекомендует:

Let's block ads! (Why?)