Компания NVIDIA недавно представила новое поколение дискретных видеокарт с процессорами на базе архитектуры Pascal. Возглавляют графическую линейку адаптеры GeForce GTX 1080. Наряду с референсными устройствами производители видеокарт представили собственные варианты. Посмотрим, как свою версию дорабатывала компания ASUS, предлагая оригинальную модель ASUS ROG STRIX GTX1080-O8G- GAMING.
Комплект поставки
В комплекте с видеокартой предлагается небольшое руководство, диск с драйверами и ПО, переходник с пары 6-контактных разъемов на один 8-контактный для подключения дополнительного питания, а также пара фирменных многоразовых стяжек для укладки силовых кабелей.
Также в коробке обнаружился купон, напоминающий о том, что покупатель видеокарты может получить небольшие плюшки в игре World of Warships.
Дизайн и компоновка
Сама видеокарта внешне оформлена очень солидно. Это крупный адаптер, который сверху прикрыт пластиковым кожухом графитового цвета со сложной формой профиля.
Для обдува используется три 90-миллиметровых вентилятора осевого типа с лопастями Wing-Blade, увеличивающими силу воздушного потока.
С обратной стороны видеокарты закреплена металлическая пластина, которая повышает прочность конструкции и защищает от механических повреждений. Кроме того, на этой плите размещен габаритный логотип игровой серии, который подсвечивается во время работы системы.
Для топовых видеокарт новой серии NVIDIA используется графический процессор GP104 с архитектурой Pascal. В конфигурации для GTX 1080 чип включает 2560 вычислителей, 160 текстурных модулей и 64 блока растеризации. Рекомендованная частота GPU составляет 1608 МГц, однако в данном случае базовая частота чипа серьезно увеличена — до 1785 МГц. Видеокарты серии GeForce GTX 1080 впервые используют чипы памяти стандарта GDDR5X общим объемом 8 ГБ. Учитывая 256-битовую шину и эффективную рабочую частоту микросхем в 10 000 МГц, пропускная способность подсистемы памяти составляет 320 ГБ/с.
Сразу отметим, что у нас на обзоре находится тестовый экземпляр, у которого изначально активирован профиль OC Mode. Для образцов, которые предлагаются в розничной продаже, стартовым является режим Gaming Mode с базовыми 1759 МГц. В целом разница очень незначительная, потому и отличие в производительности будет исчезающе мало.
Для охлаждения оригинальной видеокарты от ASUS используется воздушный кулер семейства DirectCU III. В данном случае это весьма массивная конструкция с крупным радиаторным блоком. Охладитель имеет две кассеты с набором алюминиевых пластин, которые связаны между собой никелированными тепловыми трубками. Здесь применяется пять трубок диаметром 8 мм.
Важная особенность кулеров линейки DirectCu — прямой контакт между тепловыми трубками и кристаллом графического процессора. Отсутствие дополнительных пластин избавляет о лишнего звена на этапе теплопередачи, ускоряя этот процесс. Хотя такой способ имеет и свои недостатки — в пазах между трубками контакт не идеальный, хотя свою роль здесь играет теплопроводная паста.
Для видеокарты используется оригинальная печатная плата с усиленным блоком стабилизатора питания. Модуль VRM имеет 10-фазную схему. Сборки MOSFET (IR 3555M) дополнительно охлаждаются с помощью основного радиатора, с которым они контактируют через термопрокладки.
Для частичного охлаждения микросхем памяти предусмотрен небольшой алюминиевый кронштейн, который также фиксирует печатную плату и интерфейсную панель.
На кромке адаптера имеется два 4-контактных разъема для подключения дополнительных вентиляторов. Технология ASUS FanConnect позволяет синхронизировать работу вентиляторов кулера видеокарты с вентиляторами, закрепленными в системном блоке.
Особое внимание производитель уделил подсветке адаптера. Светящиеся элементы размещены на передней панели, а также верхнем торце адаптера. На фронтальной стороне световоды размещены по периметру пластиковой крышки. В данном случае иллюминация действительно очень уместна. Она внешне оживляет устройство, позволяя создать особое настроение, которое можно ощутить, при наличии прозрачной боковой стенки корпуса или в условиях открытого стенда.
Для видеокарты реализована технология AURA RGB Lighting, позволяющая изменять параметры подсветки. В отдельном приложении можно выбрать несколько режимов работы иллюминации.
Это может быть постоянное свечение, периодическое затухание, эффект стробоскопа или циклическое изменение цвета подсветки. Кроме того светодиоды могут вспыхивать в такт музыке. Также доступен режим в котором подсветка зависит от текущей температуры графического процессора.
Отметим, что кроме элементов на передней панели и верхнем торце, также подсвечивается крупный логотип ROG на тыльной стороне адаптера. Когда адаптер в системном блоке занимает привычное положение, через прозрачную стенку в первую очередь будет виден как раз этот элемент иллюминационного ансамбля.
Оригинальная версия GTX 1080 от ASUS — это весьма крупный двухслотовый адаптер. Длина видеокарты составляет почти 300 мм, потому при наличии компактного корпуса стоит убедиться в том, что устройство поместится в вашем кейсе.
Для подключения дополнительного питания на кромке предусмотрено два разъема — на 6 и 8-контактов. Коннекторы развернуты на 180 градусов для удобного подсоединения силовых кабелей.
Уже привычно на видеокарте предусмотрена система индикации подключения 12-вольтных линий. Горит белый светодиод, значит есть контакт. Красный огонек светится если вы еще не успели подключить дополнительное питание.
Для видеокарт на базе GeForce GTX 1080 производитель рекомендует использовать блок питания мощностью от 500 Вт. В этом случае ASUS не делает никаких поправок, несмотря на то, что оригинальная версия имеет два дополнительных разъема, тогда как у референсной версии один 8-контактный.
На интерфейсной панели размещено пять цифровых видеовыходов. Это DVI-D, пара DisplayPort и два полноформатных HDMI 2.0. На наличии последних производитель делает особый акцент. При использовании шлемов виртуальной реальности, которые подключаются к HDMI-порту, у вас все еще будет доступен один выход данного стандарта.
В работе
Видеокарта номинально относится к продуктам линейки Republic Of Gamers, вместе с тем данная модель также принадлежит семейству STRIX, для адаптеров которой применяется гибридная система охлаждения.
В режиме покоя температура графического процессора составляет 40-45 градусов, при этом видеокарта работает в пассивном режиме, не издавая никакого шума.
Под серьезной нагрузкой чип прогревался почти до 70 градусов. Примерно при 60 в работу вступают вентиляторы и чтобы удерживать температуру на заданном уровне, скорость их вращения на пике повышается примерно до 1800 об/мин. Система охлаждения в этом случае уже слышна, но видеокарта работает заметно тише референсной модели, а охлаждение более эффективно.
Под нагрузкой тактовая частота графического процессора динамически увеличивается. В играх GPU автоматически ускорялся до 2025–2050 МГц при пиковых 2088 МГц.
Разгон
Компания ASUS изначально существенно увеличила рабочую частоту GPU для ускоренной версии видеокарты. Базовое значение повышено с 1608 до 1785 МГц, то есть на 11%. Или до 1756 МГц (+9,2%), если рассматривать вариант с режимом Gaming Mode.
Без дополнительного увеличения напряжения питания нам удалось незначительно повысить базовую частоту чипа – до 1805 МГц.
В этом случае пиковое значение увеличилось до 2100 МГц, но типичные показатели под игровой нагрузкой находились в пределах 2050–2075 МГц. Производитель уже использовал практически весь частотный потенциал GPU, хотя здесь многое зависит от конкретного экземпляра процессора.
Несмотря на изначально высокую рабочую частоту GDDR5X, микросхемы памяти также удалось расшевелить. Вместо стартовых 10 008 МГц, чипы работали на эффективных 11 408 МГц (+14%).
Производительность
Еще до официального выхода GeForce GTX 1080 стало понятно, что это будет самая производительная одночиповая видеокарта. Вопрос был лишь в том, насколько новинка опередит предшественников. Практические тесты не просто подтвердили ожидания, но превзошли даже самые смелые предположения.
Здесь важно понимать, что GTX 1080 не пришла на смену флагманам предыдущей линейки – GeForce GTX 980 Ti и GeForce GTX TITAN X. Да, безусловно, уже представленные модели на базе Pascal повлияют на судьбу и этих моделей, однако их наследники будут все же основаны на еще более скоростном, но еще не анонсированном чипе GP102, тогда как GeForce GTX 1080 любопытна в контексте возможной замены для GeForce GTX 980. Потому именно эту модель мы использовали для оценки возможностей графики NVIDIA нового поколения.
На наш взгляд, также интересно сравнение показателей GTX 1080 с таковыми для GeForce GTX 780. Видеокарта на базе GK204 с архитектурой Kepler была представлена три года назад и предлагалась по рекомендованной цене в $649. Владельцы видеокарт такого уровня, как правило задают условные временные рамки в течение которых они не хотят возвращаться в вопросу апгрейда графического адаптера. Три года – вполне разумный срок для устройств подобного класса, учитывая нынешние темпы развития индустрии развлечений. Отведенные термины истекли, возможно пришло время взглянуть оглядеться и сориентироваться по ситуации.
Как показали фактические замеры, производительность GeForce GTX 1080 на 50–60% выше чем у предшественницы GeForce GTX 980. Это очень серьезный прирост при переходе с одного поколения на другое. Ранее обычно можно было рассчитывать на 30% и это уже было поводом задуматься над заменой адаптера.
Если же сравнивать полученные результаты с таковым для GeForce GTX 780, то преимущество новинки часто оказывается двукратным, а в некоторых случаях GTX 1080 едва ли не втрое производительнее GTX 780. Удивительные результаты, если учесть что модель с архитектурой Kepler была представлена всего три года назад. Собственно это и есть ответ на вопрос о том, стоит ли апгредиться тем, кто покупал старшие модели предыдущих поколений. Да, определенно стоит, особенно для разрешений выше Full HD.
GeForce GTX 1080 уже во многих случаях позволяет получить комфортное количество fps даже в режиме 4К. Да, бывают исключения, но во многих случаях можно рассчитывать на средние 40–60 кадров/c. Подобного не могли обеспечить даже GTX 980 Ti и TITAN X, которые оказываются медленнее новинки примерно на 20–30%.
Как видим, GeForce GTX 980 куда менее приспособлен для 4К. В таком режиме отставание от GTX 1080 заметно возрастает, порой увеличиваясь до 80–90%. Да и в абсолютных значениях кадров/c очевидно, что видеокарта не справляется с возросшей нагрузкой. С GeForce GTX 780 в этом случае ситуация еще более грустная. Для 3840×2160 ей уже откровенно не хватает вычислительной производительности и “всего” 3 ГБ локальной памяти. Конечно, решения на Kepler уже не имеют былой программной поддержки разработчика, к тому же им не доступны функции DirectX 12.
Цена
Напомним, что рекомендуемая стоимость референсной видеокарты GeForce GTX 1080 Founders Edition составляет $700. При этом NVIDIA допускает, что оригинальные версии адаптеров от партнеров могут стоить дешевле – от $600. Важно сделать поправку на то, что в данном случае речь идет об американском рынке. И, как показали первые продажи, острый недостаток адаптеров на базе Pascal ощущается даже на западном континенте, потому на старте ожидать схожих цен в Украине точно не стоит.
Рекомендуемая розничная стоимость форсированной ASUS ROG STRIX-GTX1080-O8G-GAMING – 24999 грн., то есть порядка $1000. Даже в этом случае GTX 1080 остается самым производительным решением за свои деньги, но, конечно, существенно возросшая цена не добавляет ей привлекательности.