Скандал, связанный с многочисленными случаями сексуального насилия над детьми со стороны священников католической церкви, охвативший десятки стран мира, начался с материала газеты The Boston Globe, вышедшего в начале 2002 года. Spotlight – именно так называлась рубрика и отдел расследований издания, на протяжении многих месяцев готовивший данную публикацию.
Жанр драма
Режиссер Том МакКарти
В ролях Майкл Китон (Уолтер Робинсон), Марк Руффало (Майкл Резендес), Рэйчел Макадамс (Саша Пфайффер), Лев Шрайбер (Марти Бэрон), Джон Слэттери (Бен Брэдли-мл.), Стэнли Туччи (Митчелл Гарабедян), Билли Крудап (Эрик Маклиш), Лен Кариу (кардинал Лоу), Джейми Шеридан (Джим Салливан), Пол Гилфойл (Питер Конли) и др.
Компании Anonymous Content, First Look Media
Год выпуска 2015
IMDb, КиноПоиск
Формально фильм Spotlight рассказывает о расследовании The Boston Globe, принесшем изданию и его журналистам Пулитцеровскую премию и вынесшем проблему сексуального насилия в церкви на общенациональный, а затем и мировой уровень. Фактически же, Spotlight – методичка для всех, кто считает себя журналистом, наглядный пример того, как должно работать серьезное издание и его сотрудники. Бесстрашно браться за табуированные темы, идти наперекор негласному общественному договору, не бояться задевать сильных мира сего. Ну а кроме того, тщательно работать с документами, проверять и перепроверять факты, щепетильно относиться к своим источникам, цепляться за самые незначительные ниточки, быть настойчивыми и непреклонными, и снова проверять и перепроверять факты. И еще раз проверять.
Сейчас, в эпоху интернет, классические журналистские расследования уходят в прошлое. Даже крупнейшие издания, в погоне за пользователями и кликами, не могут позволить себе выделять столько людей и ресурсов для создания одного, пусть и очень сильного, материала. Раньше же отделы расследований, тот же Spotlight в The Boston Globe, могли месяцами копать одну тему, связывая неприметные на первый взгляд факты и ниточки. Стоит понимать, что все показанное в фильме происходило в начале 2000-х, то есть хотя интернет уже и существовал, львиная часть материалов по-прежнему оставалась только в бумажной форме, а основными инструментами журналиста были блокнот и ручка. Это сейчас с помощью пары запросов можно найти практически любую интересующую вас информацию, в 2001 г. журналистам Spotlight пришлось перелопатить тонны (и это не просто фигура речи) документов, записей, книг в поисках фактов. По нынешним меркам – просто фантастика, подвиг, заслуживающий уважения.
Spotlight – тяжелый фильм, в первую очередь в связи с поднимаемой в расследовании The Boston Globe темой. Подробностями, всплывающими в интервью с жертвами насилия, отвратительной сущностью системного покрывания действий священников, в которой, кроме самой церкви, были задействованы и светские власти. Тем не менее, картина Тома МакКарти ни в какой мере не задевает чувства верующих, четко отделяя церковь и ее прелатов от собственно веры. Один из самых пронзительных моментов в фильме – беседа Майкла Резендеса и Саши Пфайффер о том, как это расследование изменило их самих и их отношение к вере.
Spotlight претендует сразу на 6 премий киноакадемии: лучший фильм, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, лучший монтаж, лучшая актриса второго плана (Макадамс) и лучший актер второго плана (Руффало). Тех, кто знает Марка Руффало только как Бэннера/Халка в фильмах Marvel Cinematic Universe, ждет удивительно открытие – он, оказывается, еще и потрясающий драматический актер. Как и Рэйчел Макадамс, которую вы, скорей всего, видели в роли Ирэн Адлер в Sherlock Holmes Гая Ричи. Вообще, Spotlight заслуживает отдельный приз за работу актерского ансамбля: Майкл Китон, Марк Руффало, Рэйчел Макадамс, Лев Шрайбер, Джон Слэттери, Стэнли Туччи выкладываются по полной и великолепно дополняют друг друга. Команда кастинга справилась со своей задачей на отлично.
В фильме нет ни захватывающих погонь, ни action-сцен, ни спецэффектов, тем не менее, двухчасовая картина смотрится на одном дыхании благодаря великолепным диалогам, грамотному монтажу и почти осязаемому напряжению. Во многом Spotlight близок к недавнему The Big Short. Там команда финансистов пытается понять причины системного экономического кризиса, здесь команда журналистов хочет разрушить схемы покрывания преступлений священников-педофилов. Если вам понравился The Big Short – обязательно посмотрите Spotlight. Если вы имеете хоть какое-то отношение к журналистике – посмотрите его несколько раз, в том числе и на языке оригинала. Оно того стоит.
Скандал, связанный с многочисленными случаями сексуального насилия над детьми со стороны священников католической…
Олег Данилов
Скандал, связанный с многочисленными случаями сексуального насилия над детьми со стороны священников католической…
5 / 5
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.