Существует устоявшееся мнение, что если монитор называется игровым — значит, это TN-матрица. В самом деле, до недавнего времени получить заветные 144 Гц на других матрицах не представлялось возможным — но только до недавнего времени. Samsung C27FG70FQI может похвастать поддержкой 144 Гц, временем отклика 1 мс и наличием адаптивной частоты AMD FreeSync, и при этом выполнен на качественной VA-матрице.
Дизайн
Монитор выглядит очень необычно, главным образом благодаря оригинальной подставке. В отличие от других моделей, «нога» здесь гибкая, с «коленом» посередине, за счет чего удалось достичь максимальной свободы позиционирования дисплея — есть регулировки по высоте, поворот влево-вправо, изменение угла наклона, перевод в портретный режим. Примечательно, что при регулировке высоты (для чего нужно браться не за экран, а за верхнюю часть «ноги» и сгибать/разгибать ее) угол наклона дисплея остается постоянным — это избавляет от необходимости поправлять его положение после такой регулировки. Единственным недостатком такого конструктивного решения является недостаточная жесткость соединений — дисплей легко раскачивается как при регулировке его положения, так и при обычной настройке с помощью аппаратных кнопок.
Корпус монитора полностью выполнен из черного матового пластика, без каких-либо «кричащих» дизайнерских вставок, так что смотрится эта модель строго и элегантно. Рамки вокруг экрана довольно тонкие, но они есть — безрамочный вариант дизайна Samsung здесь не использовал.
Все разъемы находятся в углублении под креплением «ноги» и ориентированы горизонтально — это не очень удобно при монтировании дисплея на стену (такой вариант предусмотрен, в комплекте с монитором идет дополнительный кронштейн с креплением VESA 100х100). При обычном, «настольном» использовании подключенные кабели никак не маскируются (единственное, что позволяет их хоть как-то упорядочить — скоба на сгибе «ноги»), декоративной крышки, прикрывающей блок разъемов, также не предусмотрено. Из видеовходов здесь имеются два порта HDMI и один DisplayPort.
На нижней грани, под логотипом Samsung располагается LED-подсветка, дающая светло-голубое свечение на подставке монитора. Характер ее работы можно настроить в меню.
Меню
Для управления монитором используется четырехпозиционный джойстик на тыльной стороне монитора; кроме того, на нижней грани имеются три аппаратные кнопки для быстрого переключения на один из заранее заданных игровых режимов.
Отклонение джойстика влево-вправо вызывает регулировку уровня громкости встроенных динамиков, вверх-вниз — меню с основными настройками изображения. По клику вызывается быстрое меню с переключением видеовходов, активацией комфортного для глаз режима, вызовом главного меню и выключением монитора.
Основное меню выглядит очень необычно и скорее напоминает экран настроек какой-нибудь игры, а не традиционный OSD монитора. В верхней части в своеобразных циферблатах отображаются некоторые игровые параметры, а также сообщается о текущем видеорежиме. Собственно же организация меню тут традиционная: полдесятка пунктов в левой колонке и их содержимое — в основном поле справа.
Здесь первым пунктом идет Game, где можно выбрать один из заранее заданных видеорежимов (sRGB, Cinema, набор режимов для различных игровых жанров), указать максимальную частоту обновления экрана, настроить разгон матрицы, включить/выключить технологию FreeSync и активировать режим низкой задержки (Low Input Lag). В меню Picture сосредоточены все настройки изображения (включая почему-то еще один выбор видеорежимов): яркость, контраст, четкость, цветовая температура, гамма и т.д. В OnScreen Display можно выбрать язык интерфейса и время отображения меню. В System находятся системные настройки — громкость, время отключения, версия DisplayPort, автоопределение источника видеосигнала, а также поведение подсветки (она может равномерно мигать или реагировать на игровые звуки — постоянного свечения почему-то не предусмотрено). И в последнем разделе, Information, можно увидеть сведения о модели монитора, его серийном номере и текущем видеорежиме.
В работе
В Samsung C27FG70FQI используется 27-дюймовая изогнутая VA-панель производства Samsung с соотношением сторон 16:9 и разрешением 1920х1080 точек. Плотность точек оказывается невысокой (~82 PPI), так что отдельные пиксели рассмотреть не проблема. У FullHD на такой диагонали есть как свои сторонники (которым нравится «родное» разрешение для современных фильмов и относительно невысокие системные требования в играх, в первую очередь — к видеокарте), так и противники (которых не устраивает «рыхлость» изображения, ощутимая при типичном положении пользователя за монитором).
Радиус кривизны заявлен на уровне 1800R (1.8 м) — это довольно мало, но, поскольку эта модель оказывается не очень большой (по сравнению с изогнутыми мониторами, например, 34-дюймовой диагонали), то изображение не кажется чересчур вогнутым и искаженным; наоборот, это субъективно исправляет кажущуюся «выпуклость» плоской картинки такого размера, возникающую из-за того, что ее края находятся чуть дальше от глаз, чем центр.
Samsung C27FG70FQI — игровая модель, так что здесь имеется «полный джентльменский набор»: поддержка частоты обновления экрана вплоть до 144 Гц, технология адаптивной частоты AMD FreeSync и время отклика 1 мс (на уровне игровых TN-моделей). К слову, 144 Гц поддерживается только через вход DisplayPort — при подключении по HDMI этот параметр снижается до 120 Гц.
В настройках монитора есть опция Response Time («Время отклика»), которая, судя по описанию, должна «ускорять отклик панели для более яркого и естественного видеоизображения». У нее есть три режима Standard, Faster, Fastest, и в целом этот параметр выглядит как традиционный разгон матрицы (овердрайв). На деле же он оказывается аналогом технологии NVIDIA – ULMB (Ultra Low Motion Blur), которая повышает четкость динамичного изображения и значительно снижает смазы движущихся объектов за счет включения мерцания подсветки синхронно с обновлением кадров. Так и здесь, переключение «времени отклика» на значение Faster повышает четкость (и заодно увеличивает яркость, отключая возможность ее регулировки), однако у экрана появляется едва ощутимое мерцание, знакомое по мониторам, у которых регулировка яркости осуществляется с помощью ШИМ. При переходе на Fastest этот эффект усиливается, однако и движущиеся объекты становятся еще более четкими. Так что использовать эту опцию мы бы рекомендовали только тем пользователям, которые не испытывают неудобств от мерцания подсветки и при этом недовольны четкостью динамичных сцен в обычном режиме (в котором, к слову, мерцания нет на всем диапазоне яркости, включая минимальное значение).
На тестовых снимках можно увидеть, что небольшой овердрайв у монитора присутствует по умолчанию — об этом говорят видимые на некоторых кадрах шлейфы за движущимися объектами. В реальном режиме использования они практически незаметны.
Тест на время отклика (лучший и худший кадры):
В Samsung C27FG70FQI используется полуматовое покрытие экрана. Оно выглядит как обычное матовое под прямым углом, но постепенно становится глянцевым при увеличении угла обзора. Такое покрытие позволяет практически полностью избавиться от паразитных бликов и отражений, и при этом изображение не страдает от кристаллического эффекта, вызываемого антибликовым покрытием у обычных матовых дисплеев (выглядит как легкая зернистость на однотонных участках изображения), что можно увидеть на макроснимке. Также здесь можно увидеть форму пикселей, типичную для VA-панелей.
Равномерность подсветки у монитора хорошая, серые пятна на черном фоне можно разобрать только на тестовом снимке; также, благодаря использованию VA-матрицы, черный цвет у монитора — действительно черный, при взгляде на экран под прямым углом рассмотреть слабое свечение можно только в полной темноте.
Glow-эффект слабый, заметно меньше, чем у IPS-мониторов: при взгляде сверху под углом появляется незначительное свечение серебристого или фиолетового оттенка, в зависимости от угла взгляда.
Углы обзора очень хорошие, по этому параметру монитор аналогичен моделям на IPS, с некоторыми нюансами: под большим углом изображение становится теплее, появляется легкий красноватый оттенок; также несколько снижается яркость и контрастность, темные объекты становятся немного светлее.
В данной модели, как и в Samsung C34F791, используется подсветка на основе квантовых точек (маркетинговое название технологии — QLED). Это значит, что вместо традиционных светофильтров здесь применяется тонкая пленка с нанесенными на ней квантовыми точками (мельчайшими полупроводниками, светящимися под воздействием слабого облучения LED-светодиодов), что позволяет добиться большего цветового охвата и более высокой контрастности.
Минимальная яркость у этой модели очень низкая — всего 29 кд/м²; с такой яркостью за этим монитором можно вполне комфортно работать почти в полной темноте. Максимальная яркость оказалась сравнительно невысокой — 240 кд/м²; впрочем, этого все равно более чем достаточно для любого, даже самого яркого, освещения в комнате или офисе (за исключением разве что работы под прямыми солнечными лучами).
Все экземпляры Samsung C27FG70FQI проходят заводскую калибровку (что несколько необычно как для игровой модели), отчет о которой можно найти в коробке с монитором. Правда, согласно этому отчету, калибровку проходит почему-то режим Custom («Пользовательский»), а не имеющийся здесь же sRGB. Замеры показывают достаточно точную цветопередачу, чуть пониженную температуру, из-за чего изображение выглядит несколько теплее, и несколько заниженную гамму (до 2.14 в режиме «гамма 1» и 2.09 — в «гамма 2»). В режиме «гамма 3» этот параметр значительно превышает стандартное значение 2.2, что дает перенасыщенную картинку с глубокими тенями — это может подойти для просмотра контента с блеклым изображением. Отметим, что настройка меню Game – Black Equalizer напрямую влияет на насыщенность и контраст сцены, причем при установленном по умолчанию значении 13 (из 20) изображение выглядит чуть более блеклым, чем следовало бы (кривая гаммы при этом проходит чуть ниже, в районе 2.1 в режиме «гамма 1»), так что мы бы рекомендовали поднять этот параметр до ~18. Как и ожидалось от монитора с подсветкой на квантовых точках, цветовой охват в режиме Custom значительно превосходит охват обычных мониторов с W-LED подсветкой.
Цветовой охват, цветовая температура и кривая гаммы по шкале яркости, режим Custom:
Отдельно стоит отметить, что в режиме sRGB действительно эмулируется это пространство: изначальный цветовой охват, значительно его превосходящий, здесь ограничивается практически до «треугольника» sRGB, что по достоинству оценят фотографы.
Цветовой охват, цветовая температура и кривая гаммы по шкале яркости, режим sRGB:
Игровые режимы призваны повысить комфорт в тех или иных жанрах — например, режим FPS занижает гамму, особенно в темных участках, что позволяет проявить детали в тенях (в игре, например, это поможет с ориентированием в темных помещениях). В целом же, по результатам измерений, мы бы рекомендовали режим Custom (с «гаммой 1» и цветовой температурой «Норм.» или «Хол 1») как наиболее универсальный игровой и обычный «десктопный», а для работы с фото переключаться в режим sRGB, который наиболее точно соответствует тому, что видят другие пользователи на своих мониторах.