среда, 10 февраля 2016 г.

«Автомобиль на все руки»: универсальность и технологии

Сегодняшний тест-обзор посвящен технологиям и наработкам, которые делают автомобиль по-настоящему «универсальным» в широком смысле этого слова: просторный и безопасный, динамичный и комфортный, продвинутый и удобный. В качестве примеров – Peugeot 308 SW и SEAT Leon X-Perience.

Почему Peugeot 308 SW и SEAT Leon X-Perience? Во-первых, это универсалы, которые предлагают более просторный салон и более удобный багажник в сравнении с родственными хэтчбеками. Во-вторых, это новинки от двух ведущих автомобильных групп Европы (PSA и VW), которые используют новейшие платформы и новейшие технологии из арсенала материнских компаний. Наконец, третье – предшественниками обеих моделей были нестандартные универсало-минивэны: Peugeot 307/308 SW и SEAT Altea Freetrack…

Предшественники Peugeot 308 SW – универсалы Peugeot 307 SW и Peugeot 308 SW: оба тяготели к кузову «минивэн» и даже предлагали 7-местный салон. У модели SEAT Leon ранее не было кузова «универсал», но идеологическим предшественником нынешнего героя теста можно назвать SEAT Altea Freetrack: минивэн на базе Leon, полный привод, 200-сильный мотор

Однако в современной интерпретации оба автомобиля заявляют про ставку на классический стиль и динамику, добавив к этому массу современных наработок для большей безопасности и комфорта. Что получилось в итоге?

Больше размер – больше возможностей

Невзирая на курс к «классическому универсалу», обе модели по-прежнему исповедуют свой прежний подход. Так, универсал Peugeot 308 SW относительно хэтчбека 308 вырос и в общей длине (4 585 мм против 4 253 мм), и в размере колесной базы (2 730 мм против 2 620 мм). Подобные цифры говорят о заметно большем салоне: если в обычном Peugeot 308 сзади места на грани «достаточного» и особо не разгуляться, то в универсале уже появляется ощущение того самого «простора». Да и объем багажника стал заметно больше: 563 л против 335 л в стандартном варианте и 1 613 л против 1 228 л при сложенных спинках задних сидений.

Самый правильный ракурс для Peugeot 308 SW – «три четверти сзади»: тогда заметна и элегантная ниспадающая крыша, и вздернутая хромированная окантовка окон, и оригинальные фонари. Спереди универсал и хэтчбек одинаковы: узкие светодиодные фары да другой передний бампер – это особенности максимальной версии Allure вне зависимости от типа кузова

А вот SEAT Leon X-Perience вырос вверх: относительно обычного хэтчбека, версия Leon X-Perience выше на 20 мм, причем это важные миллиметры – повышенная подвеска обещает клиренс в 17 см (против около 14 см у Peugeot 308 SW). Но колесная база Leon X-Perience, равно как и у хэтчбека, составляет 2,63 м (меняется на несколько мм в зависимости от типа задней подвески платформы MQB), передний свес также не изменился. Вся прибавка универсала пошла на задний свес, благодаря чему багажник вырос до 587 л в 5-местном варианте салона (против 380 л у хэтчбека). Но при сложенном заднем сиденье SEAT Leon X-Perience вмещает 1 470 л багажа, в чем явно уступает Peugeot 308 SW.

Приподнятый SEAT Leon XPerience выглядит поджатым, боевым, крепким. Защитные накладки по кругу, повышенная посадка кузова, полный привод на основе муфты Haldex 5-го поколения – и зимние дороги только в радость! Кстати, SEAT Leon XPerience также оснащен светодиодными фарами в «базе»

Причем колесная база повлияла и на простор салона. Универсал SEAT Leon X-Perience обеспечивает достаточный запас места, на уровне добротного С-класса, но в Peugeot 308 SW сзади места больше. Плюс ощущение простора в 308 SW поддерживает стеклянная панорамная крыша, которая идет «в базе» (!) для максимальной версии Allure. А еще Peugeot 308 SW имеет систему доступа в салон без ключа и запуск двигателя кнопкой – также в базовом оснащении максимальной версии Allure. Аналогичная стеклянная крыша для SEAT Leon X-Perience предлагается за доплату, причем немалую ($1,2 тыс.), а систему безключевого доступа получить вообще невозможно – она появится только во время обновления Leon в 2017-м году.

В салоне универсала Peugeot 308 SW много места для задних пассажиров – спасибо увеличенной колесной базе. Сзади SEAT Leon XPerience места чуть меньше, но он старается компенсировать это дефлекторами обдува для второго ряда сидений. На ощущение простора 308 SW работает панорамная стеклянная крыша, а на общий «расслабляющий» характер – система безключевого доступа в салон и запуска двигателя. В багажнике «француза» – ящики для мелочей и направляющие рельсы с фиксаторами; «испанец» отвечает двухуровневым полом да парочкой боковых ниш

Первые итоги: Peugeot 308 SW просторнее для пассажиров и лучше приспособлен для перевозки грузов; SEAT Leon X-Perience компенсирует это повышенной посадкой кузова и полным приводом, он может заехать дальше несмотря на качество дороги.

Салон: сиденья, мультимедиа, голосовые команды…

А теперь – скорее за руль! Но только не в случае с SEAT Leon X-Perience: невзирая на спортивное сиденье, тут удалось сесть не сразу, я удобно устроился лишь на 3-4-й день – имейте это ввиду, если при быстрой примерке в автосалоне вы не сможете сразу найти удобную посадку. С универсалом Peugeot 308 SW удачная посадка нашлась быстро, но также есть нюансы: на тесте была максимальная версия Allure со «спортивными» сиденьями (развитая боковая поддержка, выше спинка); в других версиях сиденья попроще (плоский профиль, мало боковой поддержки).

Салон Peugeot 308 SW повторяет родственный 308-й хэтчбек: маленький руль и приборы над ним; крупный сенсорный дисплей по центру передней панели; объемная консоль с рычагом АКПП и кнопкой запуска двигателя. Весь салон построен по принципу i-Cockpit вокруг сенсорного дисплея, который объединил в себе радио и аудиосистему; климат-контроль; подключение смартфона; опциональную навигацию; бортовой компьютер и настройки систем автомобиля.

Cалоны двух автомобилей похожи: «спортивные» сиденья вместо стандартных; кожаные боковины и центральная часть из алькантары. Схожесть и в том, что алькантара идет за доплату, в базе – комбинированная обивка «кожа + ткань», пусть и сидений спортивной формы. С концепцией Cockpit и центральным дисплеем Peugeot 308 мы уже знакомы: аудиосистема и радио, климат-контроль, борт-компьютер и настройки системы. А вот SEAT требует более детального изучения…

Интерьер SEAT Leon X-Perience на фоне Peugeot 308 SW выглядит более, скажем так, традиционно: россыпь переключателей, отдельный блок «климата», дисплей с физическими (а не сенсорными) кнопками по бокам. Но это лишь первый взгляд. Ведь при детальном знакомстве система SEAT приятно удивляет.

Во-первых, меню в целом здесь напоминает систему MMI автомобилей Audi: форма и расположение «нарисованных» кнопок, общий стиль оформления. Под экраном расположена тоненькая глянцевая полоса – это не просто декор, а датчик приближения руки к дисплею: подносишь руку – угловые кнопки появляются на дисплее; убираешь – кнопки пропадают и не отвлекают внимание. Очень удобно, особенно при просмотре навигации. Во-вторых, аудиосистема SEAT позволяет подключать смартфон через USB-шнур, по каналу Bluetooth, предлагает сразу два слота для карт памяти, даже дает возможность проставлять картинки-логотипы любимых радиостанций! Третье – голосовое управление: в самых важных разделах меню (аудиосистема, телефон, навигация) базовые команды можно задавать простыми фразами по нажатию кнопки «VOICE» возле дисплея или специальной кнопки на руле. Причем система старается понять даже те слова, которые не внесены в ее память – к примеру, названия радиостанций. Получается немного «криво» (Kiss FM следует произносить как «КИСФМ» одним словом, а для «Radio Rocks» порой достаточно было сказать «Рокс»), да и срабатывают подобные частные названия через раз. Но подобный диалог все-таки впечатляет: обычно голосовые системы управления оперируют только заложенными в память фразами, порой даже требуют подстроить речь под нужный формат; а тут – попытка диалога!

Дисплей мультимедиа системы SEAT выглядит проще, чем у Peugeot: меньше размер, реальные кнопки и селекторы по бокам. Но это ошибочное впечатление: внутри системы собрано на порядок больше информации и возможностей, чем у француза». Кстати, если разобраться в деталях, то общая мультимедиа-система SEAT состоит из трех отдельных компонентов: SEAT Sound (аудиосистема, 10 динамиков, поддержка FLAC); Media System Plus (подключение смартфона, настройки автомобиля); 3D Plus (навигация с объемным изображением деталей на карте).

Это все? Нет! Здесь также спрятан шикарный бортовой компьютер: расход топлива и запас хода, высота над уровнем моря, направление движения по компасу, отслеживание эко-параметров вождения, и много другое. Кроме того, SEAT Leon X-Perience оснащен технологией Full Link, объединившей в себе и Android Auto, и Apple Car Play, и Mirror Link – это первая модель в моей памяти, которая поддерживает сразу все три системы подключения смартфона к автомобилю! Конечно, в каждом случае есть ограничения: Android Auto – требует ОС 5.0 Lollipop; Apple Car Play – iOS 7.1; Mirror Link – нужна версия Mirror Link 1.1, и пр. Во всех случаях речь идет о дублировании на центральном дисплее автомобиля информации со смартфона: меню в аналогичной стилистике, запущенные приложения, просмотр сообщений и т.д. Но это тема для отдельной статьи.

Интересно, что много полезной информации и настроек отображается на небольшом дисплее между приборами. Маршрут навигации, название радиостанции, список номеров телефона, средняя скорость и запас хода? Легко! Здесь можно найти даже температуру охлаждающей жидкости или масла, управлять системой рядности движения, контролировать АКПП, и многое другое.

Дисплей между приборами (которые, кстати, снова-таки явно похожи на Audi) дает массу полезной информации: аудиосистема и радио, навигация, расширенный бортовой компьютер, и пр. Основное управление – с помощью кнопок и барашка на правой спице руля; там же и кнопка для активации голосовых команд. На левой спице – контроль аудиосистемы, радио, телефона

Вывод второй: SEAT Leon X-Perience дает больше возможностей, настроек, информации, он лучше продуман в деталях и управлении. Причем у SEAT-а есть еще одна особенность, которая может полностью менять характер автомобиля…

Характер автомобиля – по нажатию кнопки

В салоне SEAT Leon X-Perience рядом с водителем находится кнопка «MODE» с силуэтом автомобиля – это SEAT Drive Profile. По одному нажатию кнопки меняется сразу ряд настроек различных систем, которые прямо и явно влияют на ощущения от авто. Всего предусмотрено 5 режимов: 4 предустановленных плюс индивидуальный. Базовый режим, по умолчанию – «Обычный»: здесь стандартные настройки двигателя и трансмиссии, подвески, рулевого управления, климатической системы, активного «круиза». В режиме «Спорт» все ожидаемо становится жестче и собраннее: АКПП DSG и мотор держат передачу пониже и обороты повыше, подвеска и рулевое управление зажимаются. Режим «Комфорт» переводит все настройки примерно в уровень «Обычный», но подвеска становится максимально мягкой. А режим «ЭКО» означает максимально экономичную работу двигателя, «круиза», климатической системы, обычные настройки подвески и рулевого управления, плюс возможность движения накатом при отпущенной педали акселератора.

Кнопка SEAT Drive Profile (над блоком «климата», ближе к водителю) светится стандартным красным цветом для режима «Обычный»; при выборе другого режима подсветка кнопки будет желтой. Выбирать режимы можно как последовательным переключением кнопки, так и нажатием на сенсорный экран. В индивидуальном режиме можно настраивать все параметры автомобиля по собственному желанию, вплоть до подсветки двери (полоска над ручкой для открывания двери) и области ног – красный или белый цвет

Изменение жесткости ходовой возможно лишь при использовании специальной подвески DCC (Dynamic Chassis Control), но остальные параметры (двигатель, рулевое управление, климат) регулируются всегда вне зависимости от версии и комплектации автомобиля. И это явно влияет на поведение машины!

В режиме «Спорт» SEAT Leon X-Perience превращается почти в «хот-хэтч» с номинальной динамикой разгона 0-100 км/ч за 7,1 секунд: представьте себе подогретый Leon FR, только теперь его разгон почти не зависит от погоды! А еще полноприводный SEAT Leon X-Perience любит «мести хвостом» в скользких поворотах – под пробуксовку колес он аккуратно подруливает задом на снегу. Нажатие кнопки – и мы уже едем по трассе с максимальным комфортом, еще одно нажатие – и мы тянемся по городским пробкам, стараясь экономить топливо. И, скажу честно, за расходом надо следить, ведь при активной езде в режиме «Спорт» бортовой компьютер высвечивает совсем не дизельные 9-10 л/100 км по городу и 6-6,5 л/100 км по трассе. Но если умерить свой пыл, то с этих цифр можно сбросить 2 л в городе и 1 л на трассе. Но получится ли? Ох уж провокатор SEAT!

А чем ответит Peugeot 308 SW? Прирост размеров и массы (+60 кг) сказался на характере 308-го: в сравнении с хэтчем, универсал Peugeot 308 SW более расслабленный – мягче подвеска (где-то между обычным и комфортным режимом у SEAT), чуть плавне и дольше разгон (номинально 0-100 км/ч за 8,8 с), более растянуты реакции на поворот руля из-за длиной колесной базы. Связка 150-сильного бензинового двигателя THP (непосредственный впрыск топлива и турбина) с 6-ступенчатым «автоматом» AISIN в разгоне до 30-40 км/ч кажется сонливой, но затем радует хорошей динамикой и мягкостью в работе. При этом ничего критичного в плане расхода топлива: около 9-9,5 л/100 км в городе и около 6-6,5 л/100 км по трассе в зависимости от скорости езды. Единственная возможность влиять на характер автомобиля – это кнопки спортивного или зимнего режима работы «автомата».

Подходы разные – результат один: если не сильно гонять, но и не экономить, то оба автомобиля «берут» в городе около 9 л/100 км и на трассе около 6 л/100 км. Однако с помощью настроек различных систем и изменением стиля езды SEAT Leon XPerience может умерить свой аппетит на 1-2 л; у Peugeot 308 SW так не выходит – минимум в городе был около 8,8 л/100 км. Невзирая на разную конструкцию – классический «автомат» AISIN у Peugeot и «робот»-DSG у SEAT – обе коробки работали плавно и быстро, также они предлагают спорт-режим и возможность ручного выбора передачи

Вывод третий: SEAT Leon X-Perience более универсален в езде – и погонять активно, и семью с комфортом покатать, и топливо в пробках экономить; Peugeot 308 SW не столь многогранен, но он приятный в управлении, тихий и мягкий.

Активный круиз-контроль и LED-фары: кто лучше?

Наконец, рассмотрим две особенности, на которых акцентируют внимание и сами производители: активный круиз-контроль и светодиодные фары. О последних мы рассказывали ранее: светодиоды позволяют уменьшить потребление энергии, отличаются длительным сроком службы, дают естественный приятный белый свет. Универсал Peugeot 308 SW предлагает LED-фары без доплаты в максимальной комплектации Allure. Для SEAT Leon X-Perience, поставляемых в Украину, LED-фары также идут уже в базовом оснащении.

Но зато светодиодные фары SEAT Leon X-Perience адаптивные – они умеют сами переключатся с ближнего на дальний свет и обратно – это система Light Assist. Переключением типа света заведует камера, установленная в верхней части лобового стекла: если видит перед собой встречные автомобили или много знаков (подразумевает, что въехали в населенный пункт) – включает ближний свет; в других случаях – дальний. За несколько дней теста, включая и езду по трассе, система работала отлично, не сбоила и правильно оценивала дорожную ситуацию. Но при желании управлять светом водитель может и вручную.

Кстати, на вышеупомянутой камере завязана и система контроля рядности движения Lane Assist. Она считывает разметку, определяет ряд движения, и слегка «упирается» рулевым колесом, если водитель хочет перестроиться из ряда в ряд без включения сигнала поворота. Опасаетесь, что будет мешать повернуть руль в критической ситуации или любите «шустрить» по рядам? Тогда Lane Assist можно отключить в меню автомобиля. Кстати, в городе это, возможно, и оправдано: перестроения тут частые, да и система Lane Assist нашу стертую разметку видит не очень хорошо (к примеру, Nissan Qashqai более зрячий); а вот на трассе Lane Assist работает отлично.

Но главный помощник на трассе – активный круиз-контроль. Причем активный круиз-контроль есть и в SEAT, и в Peugeot. С активным «круизом» 308-го встречались еще при тесте хэтча: он контролирует дистанцию до впередиидущего автомобиля, может разгонять и неспешно замедлять 308-й. Дистанция задается как временная пауза в секундах: чем выше скорость – тем большее расстояние проезжает автомобиль за 1-2 секунды и тем больше дистанция между двумя машинами.

В SEAT Leon X-Perience дистанция задается уже в пропорции на графической картинке: максимальная дальность работы радара составляет 120 м плюс несколько промежуточных позиций. Интересно, что ACC (Adaptive Cruise Control) в SEAT-е наделен неслабой логикой и возможностями. К примеру, он может определить, когда кто-то перестроился перед «носом» SEAT, но начинает уезжать вперед – и «круиз» не будет сбрасывать скорость. Если впередиидущий автомобиль начнет замедляться – то «круиз» тоже притормозит, причем на версиях с «автоматом» АСС умеет тормозить даже до полной остановки! А еще интенсивность ускорение для «круиза» АСС можно настраивать согласно режимам SEAT Drive Profile.

Все вышеописанное на одном фото: фара с буквой «А» внутри – это включенная система адаптивного света; графический рисунок автомобиля на дороге и ступеньки к нему – это настройки дистанции активного «круиза»; две сплошные желтые линии по краям дороги – значок работающей системы контроля рядности движения. Управление АСС – с помощью собственного подрулевого переключателя

Вывод четвертый: номинально автомобили равны в своих технологиях, но SEAT снова предлагает больше в важных мелочах.

Рецепт универсального автомобиля

Итак, какой он – универсальный автомобиль? В алфавитном порядке начнем с Peugeot 308 SW: это отличный, современный, комфортный, тихий автомобиль. Семью он порадует простором и панорамной крышей, а драйвера – приятным разгоном и управляемостью. Но 308 SW – это лишь добротный универсал С-класса. Который, кстати, и оценен на уровне своего класса: около $27-28 тыс. (в зависимости от опций и курса) за тестовый 308 SW THP150 АКПП-6 в максимальной версии Allure.

А вот SEAT Leon X-Perience перерос сам себя! Это настоящий «автомобиль на все случаи жизни»: быстрый, комфортный, экономичный – спасибо SEAT Drive Profile; продвинутый, удобный, безопасный – спасибо мультимедиа и АСС; проходимый и приспособленный к неважным дорогам – спасибо клиренсу и приводу 4DRIVE. Однако базовый SEAT Leon X-Perience 2.0 TDI 4WD DSG стоит около $33 тыс., а парочка опций тестового автомобиля (активный круиз АСС вместо обычного, алькантара на сиденьях, пр.) подняли его цену до примерно $36 тыс. А что поделать – «мастера на все руки» всегда были в цене.

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.