Интересно ли играть в игру, заранее зная, чем она кончится? Детективные адвенчуры, выстроенные по классической схеме, с задачей определения личности убийцы из некоторого числа подозреваемых, вполне могут скрывать в себе немало загадок и неожиданных поворотов сюжета – за исключением разве что тех случаев, когда за основу этого последнего берётся как раз фабула известного литературного произведения. Впрочем, и тот, кто хорошо помнит роман Агаты Кристи, может порадоваться хотя бы самой возможности испытать себя в роли Эркюля Пуаро – допрашивая свидетелей, ползая с лупой на месте преступления, а главное, в отличие от многих других коллег знаменитого бельгийца, – регулярно шевеля своими «серыми клеточками» для выстраивания логических цепочек умозаключений.
Имя британской писательницы недаром вынесено на первое место в заголовке – игра разрабатывалась по лицензии и под патронажем компании Agatha Christie Limited, которую возглавляет внук «королевы детективов» и которая до сих пор владеет правами на образы Эркюля Пуаро и его друзей. Тем более что создана эта адвенчура на материале одного из самых известных произведений Агаты Кристи, «Убийства по алфавиту», – и следует она всем поворотам его сюжетной линии, разворачивающейся в Англии летом 1935 года, с завидной тщательностью и скрупулёзностью. Многие фразы в устах персонажей напрямую взяты из текста первоисточника, а игровое действие изредка перемежается неинтерактивными вставками с участием нашего будущего главного подозреваемого точно так же, как и в романе повествование от лица капитана Гастингса сопровождалось отступлениями-зарисовками на тему того, что происходило в это время совсем в других местах.
Разумеется, перед нами игра, а не электронная книга с картинками – так что львиную долю той информации, которую литературный Пуаро получал из рассказов своих собеседников, нам предстоит добывать самостоятельно – и не только при помощи допросов свидетелей и подозреваемых, выбирая подходящую реплику из нескольких возможных, но и путём внимательного осмотра всех тех мелочей материального быта, к которым «реальный» бельгийский сыщик из романов относился, надо сказать, с заметным пренебрежением. Имеются здесь и более серьёзные расхождения с текстом Агаты Кристи: так, вместо четырёх положенных по сюжету убийств мы расследуем лишь три первых, а четвёртое – благополучно предотвращаем. Впрочем, и в отношении того способа, которым это предотвращение может произойти, и даже касательно собственно успешной поимки убийцы нам всё же предоставляется какой-никакой выбор. Разумеется, личность преступника для читавших роман сюрпризом не окажется, но вот удастся ли его схватить и предать в руки правосудия – это уже будет зависеть от сообразительности игрока и от его действий, предшествующих традиционному финальному собранию всех подозреваемых на квартире у Пуаро.
Внешний вид Agatha Christie – The ABC Murders так же радует своей узнаваемостью и аутентичностью, как и сюжетная канва. Трёхмерный движок не без некоторого успеха маскируется под рисованные плоские изображения – технология сэл-шейдинга становится последнее время чуть ли не стандартом де-факто для многих сюжетных адвенчур, начиная с сериалов TellTale и заканчивая последним воплощением марки King’s Quest от возрождённой Sierra. Яркие и сочные летние краски напоминают о бурном и пёстром межвоенном периоде жизни Европы, а виртуальный Эркюль Пуаро выполнен точь-в-точь по образу Дэвида Суше из британского телесериала. Его ближайшие друзья и сотрудники, капитан Гастингс и старший инспектор Джепп, выглядят столь же неплохо, а вот женские персонажи получились у французов не настолько удачно: без особой характерности, чуть ли не на одно лицо.
Инвентарь в игре минимален: Пуаро предпочитает собирать информацию, а не все попадающие под руку предметы, хотя поносить с собой несколько ключей, в поисках подходящих замков, нам всё же удастся. Небольшой ярлычок, отображающийся в правом нижнем углу экрана, открывает также и перечень текущих задач (своего рода помощь, обращаться к которой вовсе не обязательно), записную книжку с основной информацией о встречных персонажах (столь же опциональной для ознакомления), но главное – тот самый материал для работы «маленьких серых клеточек». Последнее занятие представлено в виде отдельного интерфейса для составления простейших умозаключений. Время от времени наш герой погружается в режим «раздумий» – например, на тему того, что общего между тремя убийствами, есть ли алиби у конкретного подозреваемого или какие именно черты характера должны отличать потенциального кандидата в преступники. Для получения ответов на эти вопросы нужно размещать в несколько пустых ячеек имеющиеся в нашем распоряжении и относящиеся к делу сведения – показания свидетелей, замечания Гастингса, результаты наблюдений самого Пуаро и так далее.
Разумеется, при желании такого рода задачки можно решить и простым перебором вариантов подстановки – за неверное решение игра в данном случае никак не наказывает. Столь же простым является ещё один режим – «наблюдения»: на месте преступления или даже на физиономии свидетеля нужно обратить внимание на некоторые ключевые элементы, наводя на них курсор, – например, какие-нибудь посторонние предметы возле тела или же дрожащие руки, выдающие сильное волнение нашего очередного собеседника. Зато тем более примечательными оказываются разнообразные механические головоломки, отличающие Agatha Christie – The ABC Murders от чистокровных адвенчур вроде выполненной примерно в том же стиле немецкой The Raven: Legacy of a Master Thief и напоминающие уже скорее мобильные (и не только) бестселлеры из сериала The Room. Оказывается, англичане 1930-х годов прямо-таки обожают прятать свои дневники, фотографии, бутылки любимого виски и прочие маленькие сокровища в шкатулках с секретами или в шкафчиках о десяти хитроумных кодовых замках…
Прохождение четырёх глав истории «убийств по алфавиту» занимает около 6–7 часов. При этом авторы постарались и вызвать у игрока интерес к повторному прохождению, как бы странно это ни звучало в отношении классического детектива, который перестаёт быть особо интригующим после состоявшегося выяснения личности убийцы. Прямо как в старых играх от Sierra, имеются здесь и «очки Пуаро», выдаваемые за каждое действие, соответствующее духу литературного героя Агаты Кристи: от умелого, вежливого и настойчивого ведения допроса до постоянного ухода за знаменитыми усами нашего протагониста, для чего нужно не забывать заглядывать во все встречные зеркала. Вдобавок имеются и 50 Steam-достижений, фиксирующих различные альтернативные варианты поведения сыщика – вот только ручных сохранений в Agatha Christie – The ABC Murders по странному решению разработчиков не предусмотрено, поэтому для того, чтобы испытать в деле совсем иной путь ведения следствия, придётся переигрывать всё сначала.
Имеется в игре и русская локализация в виде субтитров – достаточно качественная и литературная, – учитывая то, что тонкости соответствия имён и географических названий алфавитному справочнику во многом теряются при переводе, – но и не лишённая некоторых погрешностей и опечаток. В общем, для тех, кто не читал романа (или не смотрел созданного по нему телесериала с участием Дэвида Суше) игра может оказаться очень даже увлекательной детективной адвенчурой с занятными головоломками и поворотами сюжета. Ну а те, кто знает творчество Агаты Кристи наизусть, вряд ли упустят шанс почувствовать себя Эркюлем Пуаро.
Интересно ли играть в игру, заранее зная, чем она кончится? Детективные адвенчуры, выстроенные по классической схеме, с…
Юрий Мелков
Интересно ли играть в игру, заранее зная, чем она кончится? Детективные адвенчуры, выстроенные по классической схеме, с…
4.5 / 5
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.